Навигация > Главная > Общая психология > ВОЛЯ. 1. Общее определение понятия

ВОЛЯ. 1. Общее определение понятия


ВОЛЯ

1. Общее определение понятия

Что такое воля? Приведем несколько бесспорных образцов произвольного поведения с тем, чтобы выяснить, что может быть сочтено специфической необыкновенностью воли.

1. Дремлешь в холодной комнате. Проснувшись утром, видишь, что время вставать. Вставать не хочется, но уже опаздываешь. Приходится сделать над собой усилие и встать. Таким образом, для преодоления природной лени потребовался определенный акт воли.

2. Очень хочется курить, но, решив отказаться от этой повадки, удерживаешь себя и не закуриваешь.

3. Допустим, в процессе написания книги в одном месте я обязан высказать мысль, в корне противоречащую в главном моим минувшим взорам, не раз высказанным мною публично. Возникает вопрос: высказать эту новую мысль или нет? Высказав ее, тем самым публично признаешь, что заблуждался, а твои оппоненты были правы; скрыв свои новые взоры, изменишь главному принципу, сообразно которому в науке основное — истина, а не неправильное себялюбье. В конце концов вопрос решается в выгоду беспристрастной истины. Безусловно, что и на сей раз не обошлось без поддержки воли.

4. Когда нам нужно что-либо сделать, скажем, написать какую-то статью, мы предварительно сочиняем план: какого вопроса следует коснуться в начале, о чем разговаривать дальше и как приблизиться к окончательному вопросу. Разумеется, решение каждого из этих вопросов требует волевых актов, и в конце концов мы разрабатываем вполне определенный план работы. Однако после этого опять нужен особый волевой акт, чтобы начать писать статью, то есть приступить к исполненью выработанного плана.

Что отличительно для всех этих случаев? Во-первых, прежде всего следует отметить, что субъект и его поведение, его деятельность противостоят друг другу. Субъект дан не в деятельности, а вне нее, то есть себя мы переживаем раздельно, а свои деяния — курение, вставание с кровати, служение беспристрастной истине, свой план — абсолютно раздельно. Ведь мы еще не действуем, а всего лишь ставим вопрос, как действовать! Во всех этих случаях и наше Я, и наши вероятные деяния даны как бы извне, мы рассуждаем и размышляем о них, как о чем-то беспристрастно существующем.

Таким образом, как видим, для всех случаев воли отличительна объективация собственного Я и вероятного поведения.

Второй, не менее отличительный для воли момент проявляется в своеобразии переживания поведения и Я. В истинном самого поведения еще нет, оно развернется лишь в будущем, то есть оно исполняется не сейчас, а лишь будет исполняться впоследствии; стало быть, оно переживается как феномен будущего, а не настояще-

го. Во всех приведенных выше образцах процесс протекает следующим образом: до осуществления определенного поведения — вставания с кровати, отказа от курения, беспристрастного изложения своих взоров — мы взвешиваем, следует ли сделать это.

Следовательно, для воли отличительно то, что она дотрагивается не протекающего в истинном поведения, а предстоящей в будущем деятельности. Воля устремлена в будущее, являясь, если употребить термин В. Штерна, проспективным актом.

Что дотрагивается переживания Я, то оно в случае воли занимает абсолютно особое место. Во всех осмотренных образцах Я переживается в качестве единственного источника всякого волевого поведения, единственной силы, всецело предопределяющей то, что произойдет, какой будет деятельность: встану ли я или буду нежиться в кровати, закурю ли или вовсе брошу курить; одним словом, то, как я поступлю, зависит только от меня, причина заключена во мне самом. Стало быть, воля переживается как активность Я, иначе разговаривая, в волевых актах Я переживается как активное, действующее начало.

Сопоставив теперь волевое поведение с импульсивным, тотчас же увидим, сколь велика разница между ними. Скажем, я почувствовал жажду. Иду, беру в руки графин с водой, наливаю ее в стакан и пью. Все это происходит так, что субъект (Я), объект (посуда, вода) и поведение (подошел, налил, опьянел) включены в единичный целостный процесс, не переживаясь вне этого процесса и в отдельности; здесь нет ни объективации Я, ни объективации поведения. Кроме этого, здесь поведение протекает в истинном, оно актуально, происходит сейчас, и разговаривать о будущем в данном случае абсолютно неуместно. Наконец, поведение — налил воду, опьянел — переживается так, словно оно происходит само по себе; во всяком случае, субъект обычно вовсе не ощущает, что для осуществления деятельности ему потребовалось проявить особую активность: источником поведения переживается быстрее потребность, нежели активность Я.

С отмеченным обстоятельством связан один необыкновенно главный момент, существенно отличающий друг от друга акты импульсивного и волевого поведения. В случае импульсивного поведения, как мы это только что отметили, в качестве главного источника выступает потребность: при происхождении потребности (жажды) субъект тотчас же обращается к надлежащему поведению (идет и пьет воду); импульсивное поведение начинается с импульса потребности, завершаясь актом ее удовлетворения, то есть актом потребления. Совсем иначе обстоит дело в случае волевого поведения. В приведенных выше образцах волевого поведения отношение между актуальной нуждою и конечной деятельностью носит иной характер, чем в случае импульсивного поведения. У субъекта и здесь имеется какая-либо актуальная потребность, однако его поведение никогда не покоряется импульсу данной потребности — субъект делает не то, что ему хочется, а нечто иное: в первом случае ему хочется полежать, но он встает, во втором — хочется курить, но он воздерживается.

Одним словом, в случае волевого поведения источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совсем иное, иногда даже противоречащее этому импульсу.

Таким образом, еще одним специфичным признаком воли является то, что она никогда не представляет собой реализацию актуального импульса; следовательно, необходимую для осуществления деятельности энергию она всегда одалживает из иного источника. Данный признак воли заслуживает особого внимания. Можно сказать, что суть проблемы воли состоит именно в этой ее необыкновенности, и психологии воли прежде всего долженствует выяснить, из какого источника воля черпает необ-

ходимую энергию. Ниже мы умышленно коснемся этого вопроса, но прежде необходимо отметить одно обстоятельство.

Дело в том, что нередки случаи, когда человек произвольно обращается именно к тому поведению, к которому устремляется и импульс актуальной потребности. Например, человек испытывает жажду. Импульс его актуальной потребности влечет его к воде. Но он не покоряется этому импульсу, раздумывая, можно ли пить воду в этих условиях. Наконец, решив, что вода ведь минеральная, и пить ее не вредно, а даже полезно, пьет ее. Как видим, казалось бы, здесь речь идет именно о волевом поведении. Однако, с иной стороны, ведь субъект все же пьет воду, то есть удовлетворяет свою актуальную потребность! Следовательно, оказывается, что вовсе не непременно, чтобы воля противостояла импульсу актуальной потребности, черпая необходимую энергию непременно из иного источника. Но, вникнув глубже в суть дела, можно убедиться, что и здесь актуальную потребность нельзя считать силой, устремляющей поведение.

Правда, субъект желает пить, это — его актуальная потребность, и после некоторых колебаний он пьет воду, то есть удовлетворяет свою потребность. Но в действительности акт питья воды вызван не только жаждой как таковой. Нет, субъект прибегает к этому акту — пьет воду — лишь вспомнив, что минеральная вода полезна. Не будь это так, жажда осталась бы неутоленной, поскольку субъект отказался бы от воды. Так что основное не то, опьянеет субъект, испытывающий жажду, воду или нет, а то, чем вызван этот акт — импульсом актуальной потребности или неактуальной.

Исходя из вышесказанного, мы можем разговаривать о специфических свойствах волевого акта, то есть признаках, отличающих его от остальных видов активности. Данные признаки содержатся в следующем: 1) в случае вмешательства воли за импульсом актуальной потребности никогда не следует действия; волевое поведение никогда не опирается на импульс актуальной потребности; 2) в случае волевого поведения происходит объективация входящих в процесс активности моментов: Я и поведения, причем Я противостоит поведению; 3) волевое поведение не является поведением, протекающим в истинном, это — будущее поведение; воля проспективна; 4) Я предварительно взвешивает это будущее поведение, его реализация полностью зависит от Я — воля всецело переживается как активность Я.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.