Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Учет запроса оптанта

Учет запроса оптанта


Учет запроса оптанта

Рассмотрим подробнее тактику проведения консультаций при различных типах запросов.

1. Учащийся обращается к психологу за подтверждением правильности выбора профессии.

Первое, что необходимо сделать в такой ситуации, — проверить устойчивость профессиональных намерений школьника. Для этого следует провести беседу о профессиональном плане, обратив особое внимание на соответствие интересов содержанию профессии, наличие резервного профессионального намерения, ступень продуманности путей приобретения профессии, адекватности оценки своих возможностей в овладении избранной деятельностью и т. д. Диагностические приемы следует использовать лишь в тех случаях, когда профессия, предпочитаемая оптантом, предъявляет жесткие требования к психофизиологическим его необыкновенностям. Результаты диагностики следует досконально обсудить с учащимся, чтобы выявить, какой рабочий пост в величайшей ступени подходит его необыкновенности и интересам. Вероятны случаи, когда выявленные типологические необыкновенности могут стать серьезным препятствием для овладения профессией, в таких случаях психолог обязан посвятить в эту проблему оптанта и постараться найти наиболее подходящие ему области деятельности в русле избранной.

Рассмотрим конкретные случаи. Учащийся выпускного класса А. С. пришел к психологу, полный сомнений. Он любит технику, желал бы стать конструктором радиоаппаратуры, но маловажно учится, й это вызывает у него чувство неуверенности в том, что он сможет справиться с требованиями избранной профессии.

После обстоятельного обсуждения стало светло, что интерес и склонности к технике являются устойчивыми, проявляются уже с 6-го класса. А. С. занимался в техническом кружке, отдает предпочтение работе с радиоаппаратурой среди иных занятий в свободное время. Психолог обсудил с ним те требовании, которые предъявляют человеку технические профессии. В частности, как знаменито, в технических способностях психологи выделяют два фактора: техническое понимание и пространственное мышление. Для их изучения существуют специальные диагностические пробы, которые и были предложены А. С. С заданиями он очень удачно справился. В течение нескольких встреч с психологом А. С. решал задания на пространственные представления, техническую смекалку, логическое мышление. Результаты каждый раз обсуждались с А. С. очень досконально. На основе обследования был сделан вывод о наличии у него уже сейчас, на стадии выбора профессии, хороших технических способностей. Однако выяснилось, что существует и препятствие — не очень удачное овладение математическими дисциплинами. Между тем это один из профилирующих предметов при поступлении в вуз, главен он и для удачного обучения. Были намечены меры (общо с учителем-математиком) для наверстывания упущенного в овладении этим предметом. Самый основной резуль тат профконсультации состоял в том, что полученные при диагностике данные существенно повлияли на формирование у А. С. уверенности в себе, своих способностях. Он гораздо серьезнее продумал пути подготовки себя к профессии, к поступлению в институт. Он сам отметил, что у него появилось ощущение, что те усилия, которые он теперь прилагает, чтобы подтянуться по математике, не пропадут зря, а это придает силы для преодоления возникающих трудностей. Психолог предложил А. С. подумать и о резервном варианте, если все же не удастся сразу поступить в вуз. Было намечено конкретное среднетехническое учебное заведение и даже обсуждался вопрос о предполагаемом месте работы, но все это было в русле подготовки к той же профессии конструктора радиоаппаратуры.

В ином случае к психологу обратилась воспитанница 10-го класса И. С. Она намеревалась выбрать профессию доктора, поскольку эта профессия кажется ей главной, кроме того, ей нравятся природно-научные дисциплины. Однако в ходе бесед выяснилось несколько обстоятельств, которые позволили психологу предложить И. С. пересмотреть свои профессиональные планы. Во-первых, оказалось, что стремление стать доктором возникло неожиданно, потому что что-то надобно уже решать*. О профессии девушка знает малюсенько, только самые общие расхожие вещи, практически не может назвать квалификаций внутри профессии. Проведенное обследование с подмогою серии различных тестов обнаружило наивеличайшую выраженность способностей к предметам общественно-гуманитарного цикла. Психофизиологическое обследование показало крайнюю слабость сердитой системы и ее инертность, что подтвердилось и в последующих беседах, и при использовании.опросников на выявление свойств характера.

Так, например, И. С. свойственна низкая рабо тоспособность она очень теряется даже в малонапряженной ситуации. Ей свойственны высокая тревожность, низкая эмоциональная устойчивость, повышенная утомляемость, стремление работать по заданному алгоритму. В беседах выяснилось, что она не любит работать с людьми, предпочитает общение с книгами, любит заниматься систематизацией фактов, знаний (это качество отмечается у лиц с слабой и инертной сердитой системой). Обсудив с И. С. все полученные данные, психолог высказал осмотрительные сомнения в целесообразности выбора профессии медика, с чем девушка полностью согласилась. Обратив внимание на высокий уровень гуманитарных (вербальных) способностей, психолог предложил на обсуждение несколько профессий, где эти способности являются профессионально главными. Одним из вариантов, который обсуждался и был ею принят с заинтересованностью, стала профессия библиотекаря, библиографа. Для И. С. впервые возникла проблема соотнесения своих возможностей (в том числе естественных) с требованиями профессии. В заключительной доли работы с И. С. общо был намечен план изучения выбранной профессии и подготовки к ней. Выделены предметы в школьном обучении, на которые следует обратить особое внимание, намечены учебные заведении, с которыми надобно ознакомиться.

2. Родители или реже сами учащиеся обращаются за подмогою к психологу, поскольку не обнаруживают выраженных интересов и способностей, которые могли бы помочь в ходе профессионального самоопределения. К раскаянию, такой запрос встречается очень часто.

Это связано не только с пассивностью самого школьника, но часто возникает там, где родители уделяют ребенку малюсенько внимания и не творят ему возможностей пробовать себя в различных видах дея-

тельности, что дозволяет уже в раннем возрасте не только примериться к профессии, но и способствует развитию способностей и подсобляет оценить их самому ребенку. Воспитанники, чьи родители обратились к психологу, не всегда охотно идут на консультацию, часто для этих школьников отличительна низкая познавательная активность, низкая успеваемость, неименье выраженных привязанностей к каким-то видам деятельности, которые могут иметь выход на профессию. Это не мешает данным воспитанникам быть изобретательными и активными вне школы, проявлять себя в асоциальной деятельности, демонстрировать отклоняющееся поведение.

Такие профконсультации являются наиболее трудными для консультанта, требуют введения всех этапов консультации и долгого медли (иногда требуется 5—6 встреч с родителями и школьниками) для того, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения оптанта. Самое основное — пробудить у учащегося интерес к проблеме своего будущего, что можно делать различными приемами. В частности, интерес зарождается после обстоятельного психофизиологического обследования, дозволяющего обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические необыкновенности, черты личности. Как знаменито, старшие подростки и юноши очень чувствительны к оценке себя, поэтому следует создать обстановку предельной доброжелательности и подчеркивания положительных качеств, имеющихся у оптанта. Принципы гуманистической профконсультации здесь необыкновенно главны, поскольку только полное принятие подростка творит для него ситуацию комфортности, формирует доверие к консультанту. Сверхзадачей всех этих типов консультации является пробуждение у консультируемого интереса к себе, своим возможностям, активизация процесса самопознания.

В нашей практике были случаи, когда приходилось использовать в качестве ключика для нахождения индивидуального подхода к подростку обсуждение совершаемой им социально не одобряемой деятельности как вероятного пути активизации профессионального самоопределения.

Так, к нам обратилась мама Г. К., который занимался фарцовкой, что ужасно беспокоило родителей и приводило к частым конфликтам в семье. При знакомстве и диагностическом обследовании было выявлено, что мальчик неплохо развит, имеет выраженные способности к работе с числами, количественными отношениями, лабилен, умеет прытко расценивать ситуации и принимать решения в условиях изъяна информации, мудро рискует. Мы обратили внимание мальчика и его родителей на то, что такие способности чрезвычайно главны для бизнесмена, брокера, финансиста, бухгалтера, т. е. профессий, которые в истиннее время получают высокий рейтинг у молодых людей. Нам удалось показать родителям, что имеющиеся у Г. К. склонности можно переориентировать на социально одобряемую и престижную профессиональную деятельность. Были обсуждены пути получения таких квалификаций, возможности подготовки к ним уже в школе, важность овладения определенными учебными дисциплинами. Пока мы не знаем, удастся ли Г. К. стать предпринимателем, но уже сейчас отмечается изменение в его поведении по отношению к учебе, расширение круга чтения специальной литературы, поиск возможностей испробовать свой силы на избранном поприще, в социально одобряемой деятельности.

Ниже назовем лишь конспективно еще 3 типичные ситуации в работе профконсультанта.

3. Обращение к психологу вызвано трудностями выбора профессий, которые обусловлены многообра-

зием интересов и способностей старшеклассников. Эта ситуация отличительна для тех семей, где родители много внимания уделяют развитию личности и способностей ребенка, иногда упуская при этом ту линию развития, которая может иметь выход на профессию.

4. Достаточно редко в нашей практике встречается запрос, связанный с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностями, однако такие случаи есть, и они требуют особой тактики проведения консультации.

Позиция профессионалов-психологов в этом случае однозначна: в выборе профессии следует в величайшей ступени следовать за интересами ребенка, поскольку его способности могут быть развиты с подмогою специального обучения, коррекционных мероприятий. Исключение — прямые ограничения психофизиологического характера.

б. Запрос вызван расхождением воззрения учащегося и его родителей условно профессионального выбора. Проблема очень трудная, требующая вежливой работы со всей семьей. Нам часто приходилось сталкиваться с тем, что родители стараются подобрать профессию ребенку, исходя из имеющихся у них возможностей помочь поступлению в вуз и последующему профессиональному продвижению. При этом авторитарные родители, обратившись к консультанту, требуют от него поддержки в оказании давления на ребенка, поддержке принятого ими решения. Здесь главно последовательно отстаивать интересы именно ребенка, исходя из его реальных возможностей и склонностей, мягко подсобляя родителям лучше понять своего ребенка.

Разумеется, каждый случай, с которым столкнется консультант, будет уникален и неповторим, однако его позиция всегда обязана состоять в оказании поддержки, поддержки, нахождении и укреплении положительных моментов в развитии, которые могут стать основой для обсуждения области профессионального выбора.

Ключевые, термины: профессиография, оптант, способности, мотивационные черты, директивно-диагностическая, воспитательная, психоаналитическая, гуманистическая, активизирующая стратегии профконсультации, психофизиологическое обследование в профконсулътации, главные свойства сердитой системы.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.