Навигация > Главная > Общая психология > Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза

Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза


Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза

Экспериментальное исследование памяти было начато немецким психологом Эббингаузом (1885). Воздействие Эббингауза оказалось настолько сильным, что экспериментальная психология памяти, по существу, и сегодня продолжает оставаться на позициях Эббингауза. Однако достаточно окинуть взором теперешнее положение в этой сфере, чтобы убедиться, что в данном случае по сути речь идет лишь об одной из форм памяти, а не памяти в целом. Для того, чтобы выяснить, о какой форме памяти здесь идет речь, необходимо вкратце ознакомиться с экспериментальной методикой Эббингауза.

По данной методике главное значение имеет выбор материала для запоминания. По разным уразуменьям Эббингауз использовал бессмысленный материал. В частности, это, во-первых, дозволяло обеспечить одинаково индифферентное отношение испытуемых к запоминаемому материалу. Дело в том, что человеку в своей жизни приходится сталкиваться только с осмысленным материалом, а поскольку каждый из нас имеет отличный от иных, свой собственный опыт, невероятно подобрать такой осмысленный материал, чтобы он был бы одинаково неизвестным для всех, а потому был одинаково труден для запоминания. Что дотрагивается запоминания вздорного материала, то такой опыт у нас, как верховодило, отсутствует. Поэтому, думается, нетрудно составить нелепый материал так, чтобы он был однако легко или трудно запоминаем для всех испытуемых. Наряду с этим сходственный материал можно составить в любом количестве, что, окончательно, также немаловажно для экспериментатора. И, наконец, поскольку речь идет о нелепом материале, ничто не мешает каждому его элементу придать вид по-истинному отдельной единицы, то есть подобрать элементы вздорного материала так, чтобы трудность их запоминания была бы одинаковой.

По вышеизложенным уразуменьям Эббингауз считал нелепый материал наиболее подходящим экспериментальным материалом для изучения памяти. Эббингауз сочинял такой материал в соответствии с определенным принципом, в частности, каждое вздорное слово состояло из трех букв — одной гласной, расположенной между двумя согласными, то есть это было слово с одним слогом. Оно не обязано подсказывать ни одно знакомое слово; например, слог бан для русскоязычного испытуемого не годится, так как подсказывает слова баня или банк. Можно составить множество таких нелепых слов, а что самое главное — каждое из них действительно можно считать единицей.

В соответствии с методом Эббингауза, испытуемые обязаны запомнить этот материал. Материал, разумеется, предъявляется в упорядоченном виде, что исполняется механически, посредством умышленно сконструированного аппарата — так именуемого мнемометра. Испытуемый читает ряд нелепых слогов до тех пор, пока не запомнит их.

Разработанная Эббингаузом методика исследования памяти со временем была развита, и сегодня знамениты следующие главные методы:

1. Метод заучивания. Испытуемый повторяет ряд нелепых слогов до тех пор, пока не сумеет точно воспроизвести его. Скажем, одному для заучивания определенного материала необходимо 7 повторений, а иному — 9. Далее эти числа считаются коэффициентом памяти (заучивания) каждого из них.

2. Метод экономии, или сбережения. Допустим, испытуемому для заучивания определенного ряда нелепых слогов нужно 11 повторений. По истечении определенного медли, когда он их абсолютно забывает, ему опять предлагается запомнить этот же материал. На сей раз для его заучивания испытуемому потребуется гораздо меньшее число повторений (допустим, 5), желая если предварительно справиться у самого испытуемого, он этот материал абсолютно не помнит. Следовательно, получается, что фактически он пренебрегал этот материал не полностью, иначе разве сумел бы он заучить его, повторив всего лишь пять раз вместо одиннадцати. В этом случае коэффициент сбережения равен 11—5=6. Между прочим, посредством данного метода выяснено, что безусловного забывания не существует — единожды выучив что-либо, выучить то же самое еще раз впоследствии легче, чем это было в первый раз.

3. Метод узнавания: испытуемому предъявляется ряд нелепых слогов; предварительно его предуведомляют, что он обязан узнать их среди новых слогов.

4. Метод запомненных членов. Испытуемому один (или несколько) раз предъявляют для запоминания ряд нелепых слогов, а затем просят перечислить их. Количество запомненных слогов дает коэффициент правильности запоминания.

5. Метод правильных ответов (впервые введен Иостом, затем переработан Мюллером и Пилцеккером). Испытуемый получает задание ямбически или трохеически прочесть попарно ряд нелепых слогов. Затем экспериментатор нарекает первый член какой-либо пары, а испытуемый обязан назвать второй. Коэффициент запоминания равен соотношению количества правильных ответов к общему числу предъявленных пар.

Как видим, все эти методы ставят перед испытуемым определенную задачу: он обязан запомнить определенный материал. Следовательно, испытуемый ставит себе цель запоминания этого материала. Протекание последующей работы его памяти полностью представляет собой целенаправленный процесс. Отсюда явно, что посредством данных методов исследуются только случаи произвольного запоминания, а не всех форм памяти.

Сказанное хорошо иллюстрирует описанный Радославлевичем случай, о котором мы вскользь упомянули выше. Он предложил одному испытуемому иностранного происхождения, плохо обладавшему немецким языком, заучить восемь нелепых слогов. Испытуемый начал читать их, но даже после 46-и прочтений не подал знак, что он уже знает материал наизусть (а он получил именно такую инст-

рукцию на немецком языке: выучив наизусть, подать знак и прекратить опыт). Но поскольку испытуемый не подавал знака о прекращении опыта, экспериментатор остановил опыт сам и спросил испытуемого, запомнил ли он что-нибудь. Оказалось, что испытуемый не понял инструкцию и читал ряд нелепых слогов без намерения запомнить их. Поняв, что материал следовало заучить наизусть, он попросил повторить задачу и запомнил наизусть материал, прочтя его 6 раз.

Что подтверждает приведенное наблюдение? Только одно, а именно то, что метод нелепых слогов дозволяет исследовать именно произвольную память. Поэтому все полученные данным методом результаты дотрагиваются, по сути, только этой формы памяти, причем лишь одной ее разновидности.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.