УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЕОБЫКНОВЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель н е умеет использовать индивидуальные необыкновенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.
Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от неимения у школьника желания учиться. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верует в то, что сможет выучить материал, превосходно написать контрольную работу, а если ребенок что-то не разумеет, то он в итоге утрачивает интерес к данному предмету. По этому задача учителя дать каждому ребенку возможность удачно проявить себя на уроке. У детей обязана быть прежде всего вера в себя, они обязаны идти на урок с ощущением уверенности в успехе при исполненьи любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом полагаться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.
Каждый воспитанник имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприятия и понимания информации в психологии именуется репрезентативной системой.
Наблюдаемые индикаторы типа восприятия и понимания информации
Вниз^Ф)
Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания
информации
Сильная интуиция, слаб в деталях
Кроме того, репрезентативная система распознается по словам, используемым воспитанником при описания своих деяний и наиболее понятным им в беседе:
• визуальные: видеть, светлый, светлый, неясный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый, цветастый, ракурс, перспектива и т.д.;
• аудиальные: слышать, звучать, звучный, настраивать, звенеть, согласовывать, скрипеть, орать, оглушить, скрежетать и т.д.;
• кинестетические: ощущать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шероховатый, твердый, тяжелый и т.д.;
• обонятельно-вкусовые: благоухать, лакомый, пресный, солен ы й , острый, несвежий, сладостный, терпкий, кислый, горький, ароматный и т.д.
В обычном классе из 30 воспитанников в среднем у 22 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности, 2—3 воспитанника испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с необыкновенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4—6 учащихся — это предпочтительно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. Эти дети некоторое время работают достаточно функционально, но часть медли им необходимо прилагать веские усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в иных .
Учитывая тип восприятия каждого воспитанника, учитель может:
1) привлечь внимание детей;
2) замотивировать их на процесс обучения;
3) дисциплинировать весь класс;
4) подать главное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;
5) правильно построить опрос, с учетом водящей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;
6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.
Понимание(индивидуальных необыкновенностей учащихся и их проявление в учебной деятельности дозволяет предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благосклонными, а в каких могут составить трудность. Задача учителя содержится в том, чтобы помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности. Сообразно некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим психофизиологическим необыкновенностям хуже учатся и чаще относятся к категории слабоуспевающих школьников.
Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют следующие учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой сердитой системой :
1) долгая напряженная работа (слабый прытко устает, утрачивает трудоспособность, дозволяет оплошности, медлительнее усваивает материал);
2) ответственная работа, требующая сердито-психического напряжения, ограниченная по медли, — самостоятельная, контрольная, экзаменационная работа;
3) ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует быстрого ответа;
4) построение работы в ситуации безуспешного ответа или плохо оцененного ответа;
5) работа в шумной неспокойной обстановке, когда невероятно сосредоточиться;
6) ситуации, когда требуется запомнить великий по объему и разнородный по содержанию материал.
Учитель, опираясь на перечисленные жизненные проявления сердитой системы, мог бы применять следующие приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:
1) желанно не ставить воспитанника в ситуацию неожиданного вопроса и прыткого ответа на него, а давать время на обдумывание;
2) желанно, чтобы ответ был в письменной форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток медли великий, разнородный и трудный материал; нужно постараться разбить его на доли и давать по мере усвоения;
4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, превосходнее отложить опрос на следующий урок;
5) формировать уверенность в своих мощах маршрутом правильной тактики опросов и поощрений;
6) осмотрительно расценивать неудачи школьников;
7) давать время для проверки написанного;
8) творить безмятежную обстановку, отвлекать в минимальной ступени и не переключать внимание.
Если учитель примечает, что воспитанник испытывает великие трудности в работе, когда предлагаются задания, разнородные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется прыткое переключение внимания с одного вида деятельности на иной, то можно предположить, что это школьник, владеющий инертной сердитой системой. Такие воспитанники плохо справляются с работой даже тогда, когда знают материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется безотлагательный ответ. Медленность и неторопливость, обстоятельность отличительны для них и в речи и в движениях.
Рекомендации при работе с инертными школьниками следующие:
1) не требовать от них безотлагательного включения в деятельность, поскольку их активность в исполненьи нового вида заданий подрастает постепенно;
2) учащиеся не могут проявлять высокую активность в условиях разнородных заданий;
3) не требовать прыткого изменения безуспешных деяний, формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание;
4) не спрашивать в начале урока;
5) избегать ситуации, когда от инертного требуется получить прыткий устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;
6) не следует принуждать отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, превосходнее отложить опрос, дав возможность позаниматься дома;
7) не следует отвлекать такого воспитанника при исполненьи им задания.
Одаренные дети в школе: обучение и развитие ребяческой одарен ности. Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет детям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Однако в школе есть и контингент детей с высокой ступенью развития способностей и наличием одаренности.
Способности — это индивидуально-психологические необыкновенности человека, которые помогают удачному исполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисова-
ние, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Распознают общие интеллектуальные и специальные способности (математические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.).
Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области ребяческой одаренности, предлагает распознавать три категории способных детей1.
Первая категория — учащиеся с ранним подъемом интеллекта, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них отличительны прыткий темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они заметно опережают ровесников.
Вторая категория — учащиеся с ясным проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обычно они владеют средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной области науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно нарекают талантливыми.
Третья категория — учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди ровесников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по различным вопросам, превосходно развитые творческие способности. Вероятно, эти необыкновенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для развития которых пока не созданы условия.
Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-различному. В массовой школе, к раскаянью, редко создаются условия для развития одаренных воспитанников, так как главные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому часто происходит выравнивание одаренных со ровесниками по уровню способностей.
Одаренные дети — это ценность и богатство нашего сообщества, которые нельзя утрачивать. В Европе вопросами одаренных детей в системе всеобщего образования занимается умышленно созданный комитет – Евроталант (Европейский комитет по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы). В России дела обсто-
ят несколько иначе. Наше образование беспокоится в первую очередь о большинстве воспитанников и ориентировано на воспитанников среднего уровня. Для детей, отстающих в своем развитии и неуспевающих в школе, организованы специальные учебные учреждения (Институт коррекционной педагогики РАО), созданы специальные учебные программы. Для одаренных детей сделано гораздо меньше. В России созданы внешкольные организации, работающие с одаренными детьми: студии, кружки, творческие мастерские. Знамениты центры каникул для одаренных детей в Европе, где почивают и обучаются дети из различных стран.
На уровне школы с одаренными детьми работают учитель и школьный психолог. Основная задача педагога – выявление одаренности воспитанников и творенье для них необходимых условий в плане учебы и отношений со ровесниками, а при необходимости — указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Превосходнее не занимать позицию невмешательства в развитие способностей у таких школьников, но и чрезмерные перегрузки могут отбить у ребенка охоту к учению и деформировать познавательные потребности. Не следует поощрять в одаренном школьнике стремление обгонять школьных друзей, необходимо воспитывать стремление к развитию, желание работать, самостоятельность, творчество.
Школьный психолог располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по творению индивидуальных условий, учитывающих необыкновенности конкретного ребенка, вести работу с учителями и родителями. Цель работы психолога -обеспечить наилучшие условия для развития ребяческих способностей, найти правильный индивидуальный подход к воспитаннику, основанный на его особенностях.
Отечественные и иностранные психологи заняты проблемами разработки учебных программ для одаренных детей, которые были бы направлены на интеллектуальное творческое и эмоциональное развитие.