Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ


УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЕОБЫКНОВЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель н е умеет использовать индивидуальные необыкновенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.

Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от неимения у школьника желания учиться. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верует в то, что сможет выучить материал, превосходно написать контрольную работу, а если ребенок что-то не разумеет, то он в итоге утрачивает интерес к данному предмету. По этому задача учителя дать каждому ребенку возможность удачно проявить себя на уроке. У детей обязана быть прежде всего вера в себя, они обязаны идти на урок с ощущением уверенности в успехе при исполненьи любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом полагаться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.

Каждый воспитанник имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприятия и понимания информации в психологии именуется репрезентативной системой.

Наблюдаемые индикаторы типа восприятия и понимания информации

 

Вниз^Ф)

Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания

информации

 

Сильная интуиция, слаб в деталях

Кроме того, репрезентативная система распознается по словам, используемым воспитанником при описания своих деяний и наиболее понятным им в беседе:

•           визуальные: видеть, светлый, светлый, неясный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый, цветастый, ракурс, перспектива и т.д.;

•           аудиальные: слышать, звучать, звучный, настраивать, звенеть, согласовывать, скрипеть, орать, оглушить, скрежетать и т.д.;

•           кинестетические: ощущать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шероховатый, твердый, тяжелый и т.д.;

•           обонятельно-вкусовые: благоухать, лакомый, пресный, солен ы й , острый, несвежий, сладостный, терпкий, кислый, горький, ароматный и т.д.

В обычном классе из 30 воспитанников в среднем у 22 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности, 2—3 воспитанника испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с необыкновенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4—6 учащихся — это предпочтительно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. Эти дети некоторое время работают достаточно функционально, но часть медли им необходимо прилагать веские усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в иных .

Учитывая тип восприятия каждого воспитанника, учитель может:

1)    привлечь внимание детей;

2)    замотивировать их на процесс обучения;

3)    дисциплинировать весь класс;

4)    подать главное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;

5)    правильно построить опрос, с учетом водящей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;

6)    правильно организовать педагогический процесс во время урока.

Понимание(индивидуальных необыкновенностей учащихся и их проявление в учебной деятельности дозволяет предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благосклонными, а в каких могут составить трудность. Задача учителя содержится в том, чтобы помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности. Сообразно некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим психофизиологическим необыкновенностям хуже учатся и чаще относятся к категории слабоуспевающих школьников.

Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют следующие учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой сердитой системой :

1)     долгая напряженная работа (слабый прытко устает, утрачивает трудоспособность, дозволяет оплошности, медлительнее усваивает материал);

2)     ответственная работа, требующая сердито-психического напряжения, ограниченная по медли, — самостоятельная, контрольная, экзаменационная работа;

3)     ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует быстрого ответа;

4)     построение работы в ситуации безуспешного ответа или плохо оцененного ответа;

5)     работа в шумной неспокойной обстановке, когда невероятно сосредоточиться;

6)     ситуации, когда требуется запомнить великий по объему и разнородный по содержанию материал.

Учитель, опираясь на перечисленные жизненные проявления сердитой системы, мог бы применять следующие приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:

1)      желанно не ставить воспитанника в ситуацию неожиданного вопроса и прыткого ответа на него, а давать время на обдумывание;

2)      желанно, чтобы ответ был в письменной форме;

3)      нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток медли великий, разнородный и трудный материал; нужно постараться разбить его на доли и давать по мере усвоения;

4)      не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, превосходнее отложить опрос на следующий урок;

5)      формировать уверенность в своих мощах маршрутом правильной тактики опросов и поощрений;

6)      осмотрительно расценивать неудачи школьников;

7)      давать время для проверки написанного;

8)      творить безмятежную обстановку, отвлекать в минимальной ступени и не переключать внимание.

Если учитель примечает, что воспитанник испытывает великие трудности в работе, когда предлагаются задания, разнородные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется прыткое переключение внимания с одного вида деятельности на иной, то можно предположить, что это школьник, владеющий инертной сердитой системой. Такие воспитанники плохо справляются с работой даже тогда, когда знают материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется безотлагательный ответ. Медленность и неторопливость, обстоятельность отличительны для них и в речи и в движениях.

Рекомендации при работе с инертными школьниками следующие:

1)   не требовать от них безотлагательного включения в деятельность, поскольку их активность в исполненьи нового вида заданий подрастает постепенно;

2)   учащиеся не могут проявлять высокую активность в условиях разнородных заданий;

3)   не требовать прыткого изменения безуспешных деяний, формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание;

4)   не спрашивать в начале урока;

5)   избегать ситуации, когда от инертного требуется получить прыткий устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;

6)   не следует принуждать отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, превосходнее отложить опрос, дав возможность позаниматься дома;

7)   не следует отвлекать такого воспитанника при исполненьи им задания.

Одаренные дети в школе: обучение и развитие ребяческой одарен ности. Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет детям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Однако в школе есть и контингент детей с высокой ступенью развития способностей и наличием одаренности.

Способности — это индивидуально-психологические необыкновенности человека, которые помогают удачному исполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисова-

ние, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Распознают общие интеллектуальные и специальные способности (математические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.).

Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области ребяческой одаренности, предлагает распознавать три категории способных детей1.

Первая категория — учащиеся с ранним подъемом интеллекта, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них отличительны прыткий темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они заметно опережают ровесников.

Вторая категория — учащиеся с ясным проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обычно они владеют средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной области науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно нарекают талантливыми.

Третья категория — учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди ровесников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по различным вопросам, превосходно развитые творческие способности. Вероятно, эти необыкновенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для развития которых пока не созданы условия.

Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-различному. В массовой школе, к раскаянью, редко создаются условия для развития одаренных воспитанников, так как главные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому часто происходит выравнивание одаренных со ровесниками по уровню способностей.

Одаренные дети — это ценность и богатство нашего сообщества, которые нельзя утрачивать. В Европе вопросами одаренных детей в системе всеобщего образования занимается умышленно созданный комитет – Евроталант (Европейский комитет по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы). В России дела обсто-

ят несколько иначе. Наше образование беспокоится в первую очередь о большинстве воспитанников и ориентировано на воспитанников среднего уровня. Для детей, отстающих в своем развитии и неуспевающих в школе, организованы специальные учебные учреждения (Институт коррекционной педагогики РАО), созданы специальные учебные программы. Для одаренных детей сделано гораздо меньше. В России созданы внешкольные организации, работающие с одаренными детьми: студии, кружки, творческие мастерские. Знамениты центры каникул для одаренных детей в Европе, где почивают и обучаются дети из различных стран.

На уровне школы с одаренными детьми работают учитель и школьный психолог. Основная задача педагога – выявление одаренности воспитанников и творенье для них необходимых условий в плане учебы и отношений со ровесниками, а при необходимости — указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Превосходнее не занимать позицию невмешательства в развитие способностей у таких школьников, но и чрезмерные перегрузки могут отбить у ребенка охоту к учению и деформировать познавательные потребности. Не следует поощрять в одаренном школьнике стремление обгонять школьных друзей, необходимо воспитывать стремление к развитию, желание работать, самостоятельность, творчество.

Школьный психолог располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по творению индивидуальных условий, учитывающих необыкновенности конкретного ребенка, вести работу с учителями и родителями. Цель работы психолога -обеспечить наилучшие условия для развития ребяческих способностей, найти правильный индивидуальный подход к воспитаннику, основанный на его особенностях.

Отечественные и иностранные психологи заняты проблемами разработки учебных программ для одаренных детей, которые были бы направлены на интеллектуальное творческое и эмоциональное развитие.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.