ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ
Составитель заданий к тестам не обязан забывать, что тестовые задания по своей трудности есть нечто противоложное так нарекаемым творческим, или олимпиадным, заданиям. Если для олимпиад уместны трудные задания, дозволяющие дифференцировать прежде всего превосходнейших от самых превосходнейших, то для тестов нужны элементарные задания, дозволяющие быстрее дифференцировать неподготовленных (худших) от умеренно подготовленных (середнячков). Кроме того, следует учесть, что тесты даются с ограничением медли: на 20 заданий отводить целесообразно не более 10 минут. Превосходнейший балл здесь показывает тот, кто уверенно и живо применяет базовые знания, кто способен показать превосходный умственный темп, высокую ступень автоматизации главных навыков, свернутость понятий и умственных операций. Превосходный ориентир в том, какой трудности обязаны быть тестовые заданий, может быть сформулирован так:
БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ МЕДЛИ ОТЛИЧНИК ОБЯЗАН УМЕТЬ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ 100 ПРОЦЕНТОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, НО ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ МЕДЛИ ОТЛИЧНИК СО СРЕДНИМ УМСТВЕННЫМ ТЕМПОМ ОБЯЗАН ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО НА 70—80 ПРОЦЕНТОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.
Самый эффективный метод выяснения трудности заданий — проведение пилотажного эксперимента. К этому эксперименту можно, например, привлекать воспитанников из более старшего класса, для которых он может стать превосходным предлогом повторить материал и выяснить пробелы перед экзаменами.
Скорость ПИЛОТИРОВАНИЯ теста и расчета трудности заданий веско вырастает, если учи тель располагает компьютерным классом и специализированной программой для оперативного тестирования, такой, например, как ТЕСТАН (Гуманитарные технологии, МГУ). При подмоги специализированного редактора-формуляра–этой программы легко ввести в компьютер сами тексты заданий, тесты вариантов ответа, ключи, интерпретационные известия. Копирование с дискету на дискету (или встроенные диски компьютеров) — самый прыткий и доступный метод размножения теста. В любой момент после сбора группы протоколов можно включить режим обработки данных и расчета тестовых норм. Тренинговый режим программы дозволяет тут же выдавать на экран разъясненья для воспитанника, допустившего ошибку.
4
Ключевые термины: декларативные знания, операциональные знания, ассоциативное мышление, концептуальное мышление, ответы-дистракторы, психологика испытуемого, логико-семантическая классификация заданий, тематическая репрезентативность, пилотирование трудности заданий.