Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Свойства характера

Свойства характера


Свойства характера

Среди свойств характера принято распознавать общие (глобальные) и приватные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства характера, так как распространяют свое деяние на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на приватные, более тесные ситуации. Некоторые творцы не распознают свойства характера и глобальные свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. С нашей точки зрения, свойства характера целесообразно отличать от свойств характера желая бы потому, что они в гораздо большей ступени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую нравственную и юридическую ответственность, Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так нарекаемая Великая пятерка свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак-Крэй, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. ДеРаад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов):

1) Самоуверенность — неуверенность.

2) Согласие, дружелюбие — враждебность.

3)         Сознательность — импульсивность.

4)                    Эмоциональная стабильность — тревожность.

5) Интеллектуальная гибкость — ригидность.

Если факторы 1 и 4 в большей мере можно связать со свойствами характера (это по существу те же павловские Сила и Уравновешенность), то факторы 2, 3 и 5 являются собственно факторами характера как такового. Концепция Великий пятерки разрабатывалась перечисленными выше творцами (среди которых американцы, немцы, голландцы, русские) на основе психолингвистического, а затем

факторного анализа громадного числа языковых обозначений личностных черт в национальных языках. Указанная Пятерка факторов отражает межкультурные универсалии (общие черты) в представлениях об индивидуальных различиях в различных языковых культурах…

Методика в форме шкальной оценки этих 5 основных свойств характера приводится в разделе 4.1, а также в прибавлении 1.

Уточним здесь же, что такая черта характера, как экстраверсия — интроверсия (известная, благодаря весьма знаменитым работам К. Юнга, а затем Г. Айзенка), в концепции Великий пятерки является производной от первого фактора, а именно: общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди массы несовпадающих типологий и классификаций локальных (ситуационно зависимых) факторов характера (Р. Кэттелл, X . Гоф, Дж. Гилфорд, Д. Джэксон, А. Е. Личко, А. Г. Шмелев) назовем отдельные факторы, имеющие несомненное значение в педагогической практике:

1)          Общительность — замкнутость.

2)          Доминантность (лидерство) — подчиненность.

3)          Оптимизм — уныние.

4)          Совестливость — бессовестность.

5)                      Смелость — осмотрительность.

6)                Впечатлительность — толстокожесть.

7)                                 Доверчивость — недоверчивость.

9) Мечтательность — практицизм.

10)           Беспокойная ранимость — безмятежная безмятежность. .

11)                    Деликатность — грубость.

12)           Самостоятельность — конформизм (зависимость от группы).

13)           Самоконтроль — импульсивность.

14)       Страстная увлеченность — апатичная вялость.

15)       Миролюбивость — агрессивность.

16)                Деятельная активность — пассивность.

17)                Гибкость — ригидность.

18)                Демонстративность — застенчивость.

19)                Честолюбие — непритязательность.

20) Оригинальность — стереотипность.

Безусловно, этот список можно было бы продолжить, но мы остановились здесь на перечисленных 20 факторах, так как они достаточно убедительно могут проиллюстрировать основные идеи современной дифференциальной психологии характера. Любой поступок, в котором проявляются перечисленные выше черты, оказывается полидетерминированным, то есть имеет много наружных и внутренних причин. Причем наружные причины (наружные ситуационные стимулы и условия поведения) действуют на человека не автоматически, а через его возможности восприятия и понимания (категоризации) ситуации. Если ребенок не склонен разглядывать беспристрастно опасную ситуацию как беспокойную, то он и не будет проявлять реакцию тревоги. Внутренние факторы поведения тоже оказываются разноуровневыми. Если ситуация не очень четко помещена ребенком в определенную категорию, если воспринимается им неоднозначно (как ситуация неопределенности), то ско рее всего ребенок будет следовать в этом случае своему характеру или глобальным свойствам характера: например, выносливый и самоуверенный ребенок будет активно исследовать ситуацию, добирать недостающую информацию извне, а слабый и неуверенный в себе ребенок быстрее будет проявлять опасли-вость и будет избегать избыточно беспокойной и пугающей его неопределенности. Если же ситуация категоризована ребенком более однозначно, то он по-пытается применить в ней выработанную у него обыкновенную для данной ситуации стратегию поведения В большинстве случаев эта ситуационная стратегия совпадает с его свойствами характера, но в некоторых случаях может наблюдаться и противоречие.

Сильный и самоуверенный ребенок в большинстве ситуаций проявляет следующие локальные черты характера: общительность, доминантность, оптимизм, смелость, агрессивность, деятельную активность, честолюбие. Соответственно слабый и неуверенный в себе ребенок в большинстве ситуаций будет проявлять противоположные черты. Но иногда в какой-то забаве, в которой специальная способность (приватная одаренность) данного слабого ребенка приносит ему успех, слабый ребенок начинает проявлять весь комплекс черт, свойственных сильному и уверенному в себе человеку.

Другой пример. Если у ребенка подкрепляется стиль индивидуалистической конфронтации в качестве глобальной жизненной стратегии, то в большинстве ситуаций такой ребенок проявляет замкну тость, недоверчивость, агрессивность, бессовестность, грубость, доминантность, честолюбие, демонстративность. Соответственно ребенок, у которого с ранних лет окружающие подкрепляли стиль коллективистической взаимопомощи, будет быстрее всего владеть всем букетом противоположных черт характера. Но это не означает, что не существует ситуаций, где первый ребенок окажется, например, более наивным, чем второй ребенок.

Исследования показывают, что локальные черты характера эластично развиваются и видоизменяются у человека в течение всей жизни, тем более они находятся еще в стадии своего первичного формирования у детей. Своевременная диагностика формирующихся черт характера может позволить воспитателям успеть повлиять на этот процесс: подкрепить желанные черты характера и сгладить, смягчить чрезмерную заостренность (акцентуированность) нежела-

тельных черт. Подробнее вопрос о диагностике характера рассматривается в параграфе 4.1.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.