Способности
Отличие способностей от черт, с психологической точки зрения, следует считать условным. Способность — это не что иное, как обычная черта, к оценке которой мы применяем социокультурный норматив. Поэтому в неименье * правильного поведения мы разговариваем об неименьи подходящей способности. Например, повышенная способность к концентрации внимания нередко сопутствует сниженной способности к переключению внимания. С точки зрения психологии черт, мы разговариваем в этом случае, что когнитивная ригидность преобладает над когнитивной гибкостью. Когда ситуация требует частого переключения внимания, мы разговариваем, что у данного ребенка снижена или не развита подходящая способность. Таким образом, когда стилевая черта влияет на результат, на успех или неудачу в какой-то ситуации, то она описывается часто в терминах способностей. Промежуточные между чертами и познавательными способностями психические свойства часто обозначаются в психологии понятием КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ. Сюда относят, в частности, ту же гибкость-ригидность, а также аналитичность-синтетичность, импульсивность-рефлексивность и иные свойства.
Способности целесообразно разделять на общие, приватные и специальные. К ПРИВАТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ следует относить классические ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: восприятие, внимание, память, воображение, волю, мышление. Правда, современная психология оперирует гораздо более дифференцированным представлением о познавательных (когнитивных) функциях, распознавая такие более приватные их свойства, как константность восприятия формы, концентрация внимания, зрительная фигуративная память и т. л. Локализованные в особых отделах головного мозга и органах восприятия (зрения, слуха, осязания и т. п.), эти функции узко связаны в своем функционировании с этими органами.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ (такие, например, как способность к выявлению и экстраполяции закономерностей) получают материал для своего развития (в частности, материал ощущений и образов) от приватных способностей, но они условно самостоятельны от низших когнитивных функций. Уникальный опыт удачного воспитания и образования слепоглухонемых детей разговаривает о том, что мышление (интеллект) ребенка может удачно развиваться на самом скудном сенсорном материале (ограниченной чувственно-информационной базе).
Взаимодействие общих способностей с чувственно-конкретным материалом, к которому они применяются, дает нам смешанную категорию, которую удобно именовать ОБЩИМИ-МОДАЛЬНЫМИ способностями. Физиологические предпосылки,^связанные с генетически заданным уровнем развития определенных органов познания, определяют индивидуальные различия в исходном уровне этих общих-модальных способностей. Мы уже сказали о том, что развитый от природы фонематический слух дает превосходства для развития речи и речевого мышления. Высокая мануальная координация (ловкость работы руками) дает импульс для развития наглядно-практического мышления, на базе которого развивается позднее технический интеллект. Эффективная созерцатель ная непосредственная память стимулирует развитие системы образных представлений и образного мышления, что в сочетании с доминированием синтетического когнитивного стиля дает стимул к развитию художественного мышления (воображения), а в сочетании с аналитическим когнитивным стилем — к развитию инженерно-изобретательского мышления.
Модально-специфичные общие способности нашли отражение в факторно-иерархических теориях интеллекта, творцы которых (Терстоун, Верной и др.) разговаривают о:
— нумерическом интеллекте (способность к вычислениям),
— вербальном интеллекте (языковые способности),
— пространственном интеллекте (образно-конструктивные способности),
— технико-практическом интеллекте и т. п. (подробнее см.3.3).
Приобретая опыт активной деятельности (целенаправленного поведения) с определенными предметами и общей деятельности с людьми, ребенок развивает свои СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. Таким образом, грань между общими и специальными способностями является условной и условной. Специальные способности развиваются на базе общих (Шадриков, 1994). В ходе обучения и самообучения общие способности как бы обрастают конкретными умениями и навыками. Но, как мы сказали, успешность в оперировании словами, числами, пространственно-геометрическими фигурами зависит не только от общего потенциала обучаемости (гибкости и скорости формирования навыков и универсальных умений), но и от физиологического базиса приватных способностей. Дети, одаренные от природы тонким звуковысотным слухом, владеют несомненной форой в развитии у них музыкальных способностей. Первые же успехи таких одаренных детей, подкрепленные со стороны взрослых и ровесников, приводят к развитию определенных мотивационных и стилевых черт (интересов и склонностей). СКЛОННОСТЬЮ в этом контексте мудро назвать специальную способность, которая превратилась одновременно в мотивационную черту и подходящий интерес.
Таким образом, сферы способностей и черт узко взаимодействуют между собой в процессе формирования особенности ребенка. Склонности побуждают ребенка упражняться и совершенствоваться именно в том, что получается хорошо, что выделяет его среди ровесников в лучшую сторону. В результате специальные способности, поддержанные подходящими склонностями, развиваются гораздо прытче.
Диагностика ОБЩИХ способностей, как управляло, исполняется с подмогою тестов интеллекта. Особый интерес в этом плане представляют так на зываемые тесты пространственного мышления ( spa tial thinking ), в которых требуется решать короткие задания, представленные в зрительной, невербальной форме (в виде рисунка, графической схемы и т. п.). Иное название для этой группы методик — тесты, свободные от культуры (делается попытка выявить потенциал обучаемости, свободный от воздействия культурных эталонов и навыков логико-мыслительной деятельности). Самый знаменитый при мер теста на визуальную логику — прогрессивные матрицы Равена. Во многих работах показано, что из всех коротких невербальных тестов методика Равена дает максимальную корреляцию с генеральным фактором g интеллекта, измеренным с подмогою обширных тестовых батарей, таких, например, как тест Векслера.
Все специализированные методы тестирования специальных способностей в данном коротком разделе перечислить невероятно, так как стимульный материал, а нередко и методические приемы отражают специфику этих специальных способностей. Например, когда тестируется пассивная зрительная память, проводится экспериментально-диагностическая процедура по типу задачи на узнавание (зна комого стимула среди неизвестных), а когда тестируется активная память, ставится задача на воссозданье (назвать предъявленные слова) и т. п.
Полная классификация общих и специальных способностей выходит за пределы истинной книги.