Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Семантический дифференциал

Семантический дифференциал


Семантический дифференциал

Одна из наиболее широко распространенных методик такого типа — так именуемый СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (Ч. Осгуд, 1952). Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированное™ и цельности представлений ребенка о мире (когнитивная диагностика), так и в качестве проективной

методики — для исследования личностных установок и эмоциональных отношений ребенка к определенному кругу объектов.

Обычный семантический дифференциал (СД) — это несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответный лист). Семь градаций обозначены, как управляло, словами, так же, как и полюса шкалы. Приведем пример бланка:

объект СОЛНЦЕ

АКТИВНЫЙ сильно сродно слабо никак слабо средне сильно ПАССИВНЫЙ
ЗЛОБНОЙ сильно средне слабо никак олабо средне сильно ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ

МЯГКИЙ сильно средиеслабо никак слабо средне сильно ЖЕСТКИЙ ЛЕГКИЙ сильно сродно слабо никак олабо средне сильно ТЯЖЕЛЫЙ ХОЛОДНЫЙсильно сродно слабо никак слабо сродно сильно ТЕПЛЫЙ

Задача испытуемого — зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию надобно либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка обязана быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испытуемого.

Как видим, по сопоставлению с методикой Дембо— Рубинштейн семантический дифференциал абсолютнее тем, что защищен от так именуемой позиционной тактики. Здесь позитивно окрашенные характеристики размещаются не на одном и том же полюсе каждой шкалы (наверху), а на разных — то слева, то справа.

В результате заполнения бланка СД на ответном листе возникает субъективный СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ прошкалированного объекта. Его легче увидеть, если соединить единичной ломаной чертой все

пометки.

При обработке результатов СД вероятны два подхода: либо анализировать только профили, либо строить так нарекаемое семантическое пространство.

Поясним, как можно действовать в первом случае. Допустим, мы проводим СД’в целях профориен-тационной консультации и просим школьника старших классов прошкалировать названия разных профессий, которые, как выясняется из беседы с ним, оказываются для -него потенциально привлекательными. Но какая же самая привлекательная из них? Для ответа на этот вопрос школьника просят прошкалировать, кроме названия конкретных профессий, также и особый образцовый объект — самую наилучшую профессию для меня. После этого производится сопоставление всех профилей реальных профессий и профиля образцовой профессии (опустим здесь формулу подсчета меры сходств, основное здесь —* понимание общего смысла метода). И та реальная профессия, профиль которой обнаруживает больше сходства с образцовой, объявляется в результате наихорошим субъективным выбором.

[ Примечание. Понятно, что для разных испытуемых такой выбор может быть различным не только в силу несовпадающих представлениий о реальных профессиях, но и в силу различия в профиле образцовой профессии: одни больше устремляются к сильным (или как на современном молодежном слэнге — крутым) занятиям, иные — к трудным и занимательным, третьи — к смирным и добросердечным и т. п.].

Для построения СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА производится соединение шкальных оценок по родственным шкалам, входящим в одну и ту же координату (фактор) семантического пространства. Как показали многочисленные факторноанали-тические исследования иностранных и отечественных психологов (Е. А. Артемьева, 1980, В. Ф. Петренко, 1979, 1988, А. М. Эткинд, 1979, А. Г. Шмелев, 1983 и иные), большинство оценочных шкал объ единяются в три сводные оценочные шкалы: хороший — плохой, сильный — слабый, активный — пассивный. Например, оценки по шкале мягкий — жесткий оказываются психологически эквивалентными оценкам по шкале хороший — плохой, а оценки по шкале тяжелый — легкий фактически недалеки к оценкам по шкале сильный — слабый. В результате такого пересчета (очень схожего на подсчет суммарного балла по тесту, но только в данном случае не для испытуемого, а для объекта) каждый объект получает значение по трем основным семантическим факторам и может быть отображен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве Оценка-Сила-Активность. Сходство профилей есть близость определенных точек в семантическом пространстве, ее дословно можно увидеть (визуализировать), как показано на рис. 4:

На приведенном образце самыми недалёкими к образцовой из всех осматриваемых профессий для испытуемого оказываются профессии летчика и инспектора ГАИ. После того остается выяснить, имеются ли у испытуемого реальные профессиональ но главные качества для того, чтобы претендовать на овладение этими профессиями.

Специально отметим, что СД используется и для диагностики самооценки. Достаточно попросить ребенка оценить самого себя по тому же самому комплекту шкал. В результате в семантическом пространстве появляется точка Я. Ступень удалении этой точки от образцовой — мера недовольства собой. Например, на рис.4 мы видим, что ребенок считает себя в целом превосходным, но несколько слабым и оказывается ближе всех не к летчику и инспектору ГАИ, а к маляру.

Подчеркнем еще раз, что для удачного исполь-ь зования СД материал, который шкалирует ребенок, обязан подходить по возрасту его кругу инте ресов, иначе ребенок просто наставит в бланке более или менее случайный узор отметок.

С младшими школьниками и дошкольниками СД превосходнее проводить в индивидуальной и устной форме, то есть все отметки на бланк обязан заносить сам экспериментатор — по устным ответам ребенка. В качестве материала (объектов для оценки) превосходнее ис пользовать сказочных персонажей или героев мульт фильмов. Специальные исследования В. Ф. Петренко показали высокую эффективность этого материала в работе с детьми. Особая модификация СД дозволяет, чтобы сказочные персонажи означали не объекты, а полюса шкал. В этом случае родители, друзья и учителя будут сравниваться ребенком с определенными сказочными персонажами.

Специфические проблемы и трудности семейной идентификации или школьной адаптации могут проявиться в СД как в любой проективной методи ке. Например, нелюбимая старшая сестра может оказаться недалёкой в семантическом пространстве к Бабушке Яге, а завуч, которого ребенок просто опасается, — к какому-нибудь роботу-киллеру.

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.