Ранжирование
Одна из многочисленных модификаций техник шкалирования представлена методиками ранжирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задачей оказывается расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака. Наверное, самая знаменитая реализация этой техники представлена тестом цветовых предпочтений Люшера, когда испытуемый раскладывает на столе б цветных карточек — по критерию нравится — не нравится.
Очень часто с поддержкою техник шкалирования измеряется самооценка. Это методика, в частности, широко применялась известным американским психотерапевтом-гуманистом К. Роджерсом. Вначале испытуемый ранжирует список качеств по тому, насколько они обрисовывают его самого: наблюдаются у меня — не наблюдаются у меня. Затем испытуемый ранжирует эти же качества по их выраженности у образцового человека. Обработка результатов состоит в расчете ранговой корреляции между двумя ранжировками. Содержательная логика здесь та же, что и при сопоставленьи семантических профилей в СД. К. Роджерс показал, что у невротизированной личности наблюдается отвержение образа Я — резкий контраст между идеалом и реальностью. Такая нетерпимость к себе у подростка, которому свойственна максималистская Я-концепция, — источник внутренней конфликтности, которая нередко проталкивается во наружных протяжных реакциях.
Ранжировке могут подвергаться не только словесные названия черт личности, но и графические символы. Например, в методике КИСС (Соколова, Федотова, 1982) вместо словесных обозначений используются схематические изображения различных лиц. Когда количество инструкций (проранжируй по сходству с отцом, с матерью и т. п.) увеличивается, то мы получаем вновь же ранговую решетку (матрицу) конструктов, которую следует обрабатывать уже на компьютере — чтобы вычерпать из нее всю наиболее ценную информацию.