Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Психологическая структура школьного класса

Психологическая структура школьного класса


Психологическая структура школьного класса

В психологии малой группы принято выделять две главные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную)- Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг условно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей формальной структурой будет то штатное расписание, которое существует в школе. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то иные должности, которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная структура — это стихийно возни-кающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и иные критерии (например, отношение к общему делу или какие-то иные важ ные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив Формальная и неформальная структуры, как верховодило, не совпадают. Если в группах взрослых людей обе эти структуры отношений обычно в предположительно одинаковой ступени означаемы, то в ребяческих коллективах неформальные связи почти всегда главнее для ребят. В школьном классе формальная структура почти отсутствует, зато неформальные отношения играют очень великую роль. Как уже говорилось, неформальная структура отношений есть результат опыта взаимодействия членов группы друг с ином. Природно, что неформальная структура не возникает одномоментно с происхожденьем группы, а формируется постепенно. Ниже мы остановимся на вопросе о механизмах становления структуры в группе — о механизмах ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ. А сначала разберемся более досконально с неформальной структурой отношений. Каждый член группы владеет определенным местом в системе отношений членов сообщества друг с ином. Эта позиция может быть названа СОЩ!АЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕ-СКИМ СТАТУСОМ. Статус любого человека в коллективе имеет свои специфические параметры, однако все многообразие оттенков отношений между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: звезды, предпочитаемые (или модные), отклоняемые и изолированные. Расшифруем суть этих категорий на материале школьного класса. Звезды — ребята, пользующиеся максимальной репутациею среди своих одноклассников, все желали бы с ними приятельствовать, входить в круг общения этих воспитанников. Предпочитаемые — такие члены класса, которые владеют достаточно широким кругом связей со своими

одноклассниками (заметим, что эта широта может сильно отличаться в различных классах). Отклоняемые — воспитанники, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не желают иметь дела, но сами они устремляются к общению с одноклассниками. И, наконец, изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Итак, для оценки положения ребенка в классе, как верховодило, вполне достаточно посещает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если воспитанник владеет статусом звезды или предпочитаемого в классе, то можно быть уверенным, что особых проблем с одноклассниками у него нет. В случае, если ребенок отвергается ровесниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в общении, переживает конфликты с друзьями, что неминуемо сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-различному переживаться ребенком, однако мы можем с высокой частей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого воспитанника.

Для характеристики отношений в классе существенно и определение статуса каждого воспитанника, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отклоняемых друзьями или же живущих изолированно от них), сколько звезд и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные различия в характере отношений между учащимися в различных классах. Ниже мы возвратимся к анализу этих возрастных необыкновенностей.

Для определения статусной структуры школьного класса (как, впрочем, и многих иных групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИКУ. Есть много разнородных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что мы остановимся лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он желал бы исполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Ответом на этот вопрос являются фамилии одноклассников. Например: Напиши, пожалуйста, с кем из одноклассников ты желал бы сидеть за одной партой? или С кем из одноклассников ты пошел бы в трудный поход?. Очень главно при формулировке вопросов учитывать реальные интересы ребят и правильно прогнозировать, почему они будут избирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии величаются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯМИ, или критериями социометрического выбора. Они обязаны быть означаемыми для ребят, чтобы их обоюдные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Кроме проблемы формулировки означаемых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность.. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко посещают искренны. Учащиеся старших классов свою неискренность даже почти не укрывают, а малыши не всегда сами осознают, что им не очень хочется раскрывать свои секреты учителю. Но, на наш взгляд, в этом нет великой беды, так как в большинстве случаев педагогу абсолютно не нужно проводить социометрическое обследование в полном объеме. Это действительно задача быстрее для школьного психолога. Учитель имеет такой великой опыт общения со своим классом в ежедневной школьной жизни, что всю необходимую информацию нужно только суметь извлечь из этого опыта. Так, например, учитель может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание отношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

Специального внимания требует вопрос о позиции лидера школьного класса. Сначала разведем понятия ЛИДЕР и ЗВЕЗДА, которые достаточно часто перемешивают между собой. Звезда — это такой член класса, который является наиболее привлекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступающие в контакт с иными людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольствие. Т. е. звезда относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более трудный и глубокий. Если звезды общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается веско позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта общих дел и опыта отношений. Трудно представить себе класс, в котором бы не было ясных ребят, общение с которыми желанно для всех одноклассников, однако достаточно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-психологический лидер — это такой член группы, который владеет наиболее сильным воздействием на одноклассников, является для них олицетворением их класса, носителем главных ценностей этого коллектива. Звезду в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выделяются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не непременно владеют веским воздействием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, посещает непросто. При наружном наблюдении взрослые часто заблуждаются при оценке влиятельности ребят в среде ровесников. Основная причина этих ошибок состоит в том, что учители (или иные взрослые) часто заменяют воззрение ребят своим собственным, а критерии оценки у одноклассников и их учителей, как верховодило, сильно расходятся. Существует процедура, недалёкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирова-ние одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды общей деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечающий расценивает ступень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса расценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить учителю взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов воздействия. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и подчиняются его. Если воздействие педагога и воздействие лидера однонаправ-лены, то результат будет благосклонным. С иной стороны, если учитель идет против лидера, пытается дискредитировать его или же соперничать с ним, то положение резко усложнится. В заключительном случае педагог столкнется не с одним или иным воспитанником, а с классом как единичным целым, у ребят возникнет ощущение посягательства на их класс, на ценности, которые имеют для них главное значение (в неприятном случае лидера в классе просто бы не было).

Перейдем от проблемы индивидуального статуса ребенка в группе к описанию социально-психологической структуры группы в целом. Природно, что видов структур также может быть большое множество. Но нас в данный момент интересуют такие виды отношений ребят в классе, которые могут стать предметом беспокойства для учителей, работающих с ними. Приведем главные образцы таких неблагополучных взаимоотношений в классе. Первый вариант представляет собой случай неименья структуры совсем. Т.е. групповой уровень отношений практически не сформирован. В наилучшем случае ребята разбиваются на пары, ощущение класса как чего-то целостного отсутствует и у самих школьников, и у учителей, работающих с ними.

Второй вариант — складывающаяся структура. В классе существует сортировка, в которую входит маленькое число ребят, а остальные одноклассники существуют сами по себе. Наиболее неблагоприятный случай, если данная сортировка противопоставляет себя всему остальному классу. Если же отношения нейтральны и носят быстрее позитивный характер, то есть высокая вероятность, что действительно речь идет о начальном этапе развития класса как психологической общности, об общих закономерностях которого мы будем разговаривать ниже.

Третий тип вероятной структуры школьного класса — наличие в классе двух или более соперничающих сортировок ребят. Такая ситуация в классе является результатом определенного развития отношений, изменение которых весьма проблематично. Каждая из сложившихся сортировок уже прошла свой путь психологического развития, и критерий сплочения в одной подгруппе отличается от тех

факторов, которые сыграли группообразующую роль для иных ребят. Наличие же таких сортировок приводит к атмосфере враждебности и конкуренции в классе.

Приведенные образцы структур отношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно явны для наружного наблюдателя (которым является учитель). Труднее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из сортировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики отношений в классе,

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.