Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > Психологическая служба образования в России

Психологическая служба образования в России


Психологическая служба образования в России

Развитие практической психологии в веской ступени обусловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к происхожденью службы практической психологии образования в Российской Федерации.

История психологической службы образования в нашей стране непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии. В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного медли начинается собственно организация психологической службы образования. Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке,и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию; от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития; помогло переориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному профессионалу в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; сделало вероятным экспертизу и проектирование развивающей среды.

В начале XX века в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки профессионалов психологов-практиков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов разных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается профессионалами, закончившими высшее учебное заведение по квалификации психология или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию практический психолог. В истинное время служба охватывает всю систему образования от ребяческого сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от ребяческого дома, школы-интерната до элитных приватных учебных заведений.

Развитие практической психологии помогало переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение общей образовательной ситуации в России. Служба практической психологии уже доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета особенности, оказание психологической подмоги при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической подмоги при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции сходственных отклонений. Практический психолог помогает гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала сообщества. Главнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими тружениками существа их профессионального взаимодействия в единичной системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Психологическая служба исполняет свою деятельность в узком контакте с родителями или личиками, их сменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения удачной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.

Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению особенности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение необыкновенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика сходственных нарушений. Одной из главных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психоло гического здоровья учащихся*. Основу психического здоровья сочиняет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его ощущениям и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, ровесникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми иного возраста.

Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, запасов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных необыкновенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) творение благосклонного для развития ребенка психологического климата (в ребяческом саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической подмоги и подмоги как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели является творение благосклонных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в подходящем этапе онтогенеза возможностей развития особенности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на творение психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его искренний комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, окончательно, психолог творит необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:

формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;

создание благосклонного для развития ребенка психологического климата (в ребяческом саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и ровесниками, с иной — твореньем для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

  • обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, запасов развития каждого возраста;
  • обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных необыкновенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
  • психолого-педагогическое изучение детей;
  • профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
  • социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
  • оказание подмоги детям, подросткам, учителям и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
  • консультирование родителей или лиц, их сменяющих, по вопросам воспитания детей, творенья благосклонного семейного микроклимата;
  • оказание своевременной психологической подмоги и подмоги как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Главный принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных необыкновенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй главный принцип — принцип взаимодействия психолога с учителями и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена сообщества. Третий основательный принцип — принцип соблюдения прав и повинностей психолога, которые регламентируются подходящими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который дозволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и тесной квалификации профессионала, а с иной — беспорядка, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим повинностям. Главным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий профессионала на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от лишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий главный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, дозволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — исполняется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, сообщества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа дозволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к мудрому компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и мудрая самоирония дополняют перечисленные принципы и дозволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, лишней самоуверенности и эйфории — с иной.

Психологическая служба образования — не просто главная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов’.

Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология обязана основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются твореньем новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — основательные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог должен профессионально использовать все достижения современной отечественной и иностранной психологии.

Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение основной цели в ее работе, а именно: максимально помогать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми тружениками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.

Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в ребяческих садах, школах и иных учреждениях системы образования. Главный принцип деятельности, например, школьной психологической службы — общая работа психолога с учителями и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он исполняет взаимодействие с учащимися различного возраста, их учителями и родителями; причем основным в этом трудном и разнородном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.

Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области ребяческой, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать главные психологические условия, которые в наивеличайшей ступени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и запасов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных необыкновенностей воспитанников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) творение благосклонного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юноше-с к о м возрасте.

Организационный аспект включает творение действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единичная система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Управляющим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием подходящего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.

Структура психологической службы образования включает:

1.    Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.

2.    Центры психологической подмоги (центры психологической подмоги и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.

3.    Районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в подходящем управлении (отделе) народного образования.

4.    Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.

Центр психологической службы образования — головная организация, управляющая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и профессионалов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, учители, иные труженики народного образования.

Центр состоит из двух главных отделов — индивидуальной подмоги и психологического обеспечения образовательных учреждений. Образцом такой системы может служить региональная модель службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г. Москвы.

Психологические кабинеты (отделы) при районных , областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе), отделах народного образования водят непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь.

Достаточно широкий объем работы у психологов, работающих в отделах народного образования (городских, районных): организация циклов лекций для учителей и родителей с целью их психологического просвещения; проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи; осуществление углубленной работы в каком-либо классе (в зависимости от запроса к психологу); помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов; организация непрерывно действующего семинара для учителей по ребяческой и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений; формирование психологического актива из числа учителей школ района; участие в комплектах в первые классы с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.

Психологи, работающие здесь, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, творенья оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по иным вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные труженики, педагог, врач-психоневролог.

Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — ребяческом саду, общеобразовательной школе, гимназии, ребяческом доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Повинности и права психолога-практика регламентируются подходящими документами.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.