Психологическая служба образования в России
Развитие практической психологии в веской ступени обусловило гуманизацию всей педагогической системы и привело к происхожденью службы практической психологии образования в Российской Федерации.
История психологической службы образования в нашей стране непродолжительна, тогда как мировая практика свидетельствует об ее интенсивном развитии во второй половине XX столетия в Великобритании, Франции, США, Канаде, Японии. В 1988 г. вышло Постановление Государственного комитета СССР о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, и с данного медли начинается собственно организация психологической службы образования. Как указывалось в решении коллегии Министерства образования РФ О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации от 19.03.95 г., введение практической психологии в систему образования способствовало постановке,и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному образованию; от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития; помогло переориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному профессионалу в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; сделало вероятным экспертизу и проектирование развивающей среды.
В начале XX века в России сложилась не только законодательная база для существования и развития службы, но и система подготовки и переподготовки профессионалов психологов-практиков. Только в Москве в 2001 г. обучение в области практической психологии проводили 70 факультетов разных государственных и негосударственных вузов. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается профессионалами, закончившими высшее учебное заведение по квалификации психология или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию практический психолог. В истинное время служба охватывает всю систему образования от ребяческого сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от ребяческого дома, школы-интерната до элитных приватных учебных заведений.
Развитие практической психологии помогало переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение общей образовательной ситуации в России. Служба практической психологии уже доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета особенности, оказание психологической подмоги при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической подмоги при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции сходственных отклонений. Практический психолог помогает гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала сообщества. Главнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими тружениками существа их профессионального взаимодействия в единичной системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.
Психологическая служба исполняет свою деятельность в узком контакте с родителями или личиками, их сменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения удачной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.
Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению особенности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение необыкновенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика сходственных нарушений. Одной из главных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психоло гического здоровья учащихся*. Основу психического здоровья сочиняет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его ощущениям и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, ровесникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми иного возраста.
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, запасов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных необыкновенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) творение благосклонного для развития ребенка психологического климата (в ребяческом саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической подмоги и подмоги как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения поставленной цели является творение благосклонных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в подходящем этапе онтогенеза возможностей развития особенности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на творение психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его искренний комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, окончательно, психолог творит необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.
Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях развития и есть главная задача психологической службы в системе образования. Ориентация на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
создание благосклонного для развития ребенка психологического климата (в ребяческом саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и ровесниками, с иной — твореньем для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализацию в работе с детьми возможностей, запасов развития каждого возраста;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных необыкновенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- профилактику и коррекцию отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
- социально-психологическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
- оказание подмоги детям, подросткам, учителям и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
- консультирование родителей или лиц, их сменяющих, по вопросам воспитания детей, творенья благосклонного семейного микроклимата;
- оказание своевременной психологической подмоги и подмоги как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
В основу работы психолога в системе образования положена определенная система принципов. Главный принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных необыкновенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй главный принцип — принцип взаимодействия психолога с учителями и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели — формирование полноценного члена сообщества. Третий основательный принцип — принцип соблюдения прав и повинностей психолога, которые регламентируются подходящими документами.
Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который дозволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и тесной квалификации профессионала, а с иной — беспорядка, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим повинностям. Главным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий профессионала на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от лишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий главный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, дозволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — исполняется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, сообщества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа дозволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к мудрому компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и мудрая самоирония дополняют перечисленные принципы и дозволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, лишней самоуверенности и эйфории — с иной.
Психологическая служба образования — не просто главная часть целостной системы образования, она — интегральное явление, представляющее собой единство научного, прикладного, практического и организационного аспектов’.
Научный аспект предполагает формирование научно обоснованной концепции психологической службы в системе образования, выявление реальных функций и позиции психолога в системе отношений в учебном учреждении, в обосновании и разработке технологии работы и инструментария практического психолога. Эта технология обязана основываться на научном исследовании психологических условий развития личности конкретного ребенка в процессе образования и воспитания. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются твореньем новых методов и программ школьной психологической службы, исследованием психических закономерностей и т.д. Этот материал поставляет наука. Именно научный аспект предполагает опору на теоретическую концепцию (а в ее основе — основательные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Практический психолог должен профессионально использовать все достижения современной отечественной и иностранной психологии.
Таким образом, научный аспект школьной психологической службы определяет достижение основной цели в ее работе, а именно: максимально помогать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний всеми тружениками системы образования, как при планировании, так и при осуществлении своей деятельности.
Практический аспект обеспечивают практические психологи непосредственно в ребяческих садах, школах и иных учреждениях системы образования. Главный принцип деятельности, например, школьной психологической службы — общая работа психолога с учителями и родителями. Положение психолога в школе непростое. Он исполняет взаимодействие с учащимися различного возраста, их учителями и родителями; причем основным в этом трудном и разнородном взаимодействии являются интересы ребенка как формирующейся личности.
Практический психолог включается в работу образовательного учреждения как специалист в области ребяческой, педагогической и социальной психологии. Он несет ответственность за то, чтобы профессионально контролировать процесс психического развития учащихся и обеспечивать главные психологические условия, которые в наивеличайшей ступени способствуют этому развитию. В самом общем виде эти условия можно представить так: 1) наиболее полная реализация возрастных возможностей и запасов развития (опора на сензитивные периоды, учет зон актуального и ближайшего развития и пр.); 2) развитие индивидуальных необыкновенностей воспитанников внутри каждого возрастного периода в ходе обучения и воспитания; 3) творение благосклонного психологического климата (в классе, школе, педколлективе) с учетом специфики общения и взаимоотношений в младшем, подростковом и юноше-с к о м возрасте.
Организационный аспект включает творение действенной структуры психологической службы образования. Психологическая служба образования создается как единичная система в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Управляющим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием подходящего уровня. На федеральном уровне — отдел психологической службы Министерства образования России.
Структура психологической службы образования включает:
1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.
2. Центры психологической подмоги (центры психологической подмоги и профориентации) при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местных органах власти.
3. Районные (городские, областные) кабинеты психологической службы в подходящем управлении (отделе) народного образования.
4. Практический психолог, работающий в образовательном учреждении.
Центр психологической службы образования — головная организация, управляющая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и профессионалов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, учители, иные труженики народного образования.
Центр состоит из двух главных отделов — индивидуальной подмоги и психологического обеспечения образовательных учреждений. Образцом такой системы может служить региональная модель службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г. Москвы.
Психологические кабинеты (отделы) при районных , областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе), отделах народного образования водят непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь.
Достаточно широкий объем работы у психологов, работающих в отделах народного образования (городских, районных): организация циклов лекций для учителей и родителей с целью их психологического просвещения; проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи; осуществление углубленной работы в каком-либо классе (в зависимости от запроса к психологу); помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов; организация непрерывно действующего семинара для учителей по ребяческой и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений; формирование психологического актива из числа учителей школ района; участие в комплектах в первые классы с целью определения готовности детей к систематическому обучению в школе.
Психологи, работающие здесь, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, а также консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, творенья оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по иным вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные труженики, педагог, врач-психоневролог.
Практический психолог работает в конкретном учебном заведении — ребяческом саду, общеобразовательной школе, гимназии, ребяческом доме и др. Психолог изучает детей и консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению профессиональных проблем. Повинности и права психолога-практика регламентируются подходящими документами.