Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Психические состояния

Психические состояния


Психические состояния

Понятие ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ следует считать вторичным по отношению к понятию психическое свойство, так как любое психическое состояние можно описать как результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т. е. свойств, скоро изменяющихся во медли. Например, состояние активного внимания, которое так устремляется вызвать и продлить у детей как можно длиннее любой учитель, рассказывающий новый материал, является трудной комбинацией таких кратковременных психических свойств-явлений, как невольная ориентировочная реакция (реакция на новизну), произвольное апперцептивное внимание (внимание, обращаемое на восприятие определенного объекта маршрутом внутреннего волевого усилия), и таких долговременных психических свойств-черт, как уровень развития познавательной потребности (невольное любопытство) и уровень развития познавательных интересов (произвольная любознательность). Продолжительность активного внимания будет тем длиннее, чем более высокого уровня достигло развитие указанных свойств-черт. И диагностика этих стабильных, долговременных свойств поможет прогнозу длительности активного внимания, доступной данному конкретному ребенку в данном возрасте. Но актуализация самого состояния, его происхожденье в данный конкретный момент в большей ступени зависят от того, какие наружные стимулы помогли активизировать динамичные свойства-явления. Недостаток продолжительности активного внимания опытный и артистичный педагог умело пытается компенсировать повышенным разнообразием используемых им выразительных средств в своей речи, включением элементов активного разговора и забавы в процесс изложения новых сведений, что каждый раз творит новые импульсы для невольной ориентировочной реакции и снимает мотивационную монотонию (напряжение одного и того же скоро истощаемого мотива у детей). Таким образом, под внешне одно и то же состояние подкладывается существенно различная тайная мотивация (например, мотивация ролевой забавы, соревновательного самоутверждения и т. п.). Точная предварительная психодиагностика дает педагогу точные ориентиры, сколь долгими могут быть условно монотонные фазы активного внимания у конкретных детей в его классе.

В психических состояниях принято распознавать эмоциональные и функциональные состояния.

Дадим здесь короткий перечень главных ЭМОЦИ ОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, для которых наццены обоз начения в языках, мимике и жестах практически у всех выученных психологами народов (П. Экман):

1)                    Радость (удовлетворение, увеселенье).

2)                               Грусть (апатия, опечаль, депрессия).

3)               Гнев (агрессия, озлобление).

4)                    Страх (тревога, испуг). ‘

5)                    Удивление (любопытство).

6)         Омерзенье (презрение, гадливость). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ связаны с

уровнем бодрствования и внимания: 1) сон, 2) дремота, 3) смирное бодрствование, 4) активное внимание (ориентировочная реакция), 5) напряженное

внимание (тревога, стрессовая мобилизация), 6) утом-ление (истощенное внимание, дистресс).

Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний узко связаны с чертами характера и характера. Например, более активные и выносливые дети чаще испытывают так нарекаемые стенические эмоции радости или гнева, в то время как меланхоличные (эмоционально нестабильные и интровертированные) — астенические эмоции (грусть, страх).

Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования. Сходственное оборудование применяется в индустриальной психологии в работе с профессиональными исполнителями — операторами энергосистем, пилотами. Это приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР (кожногальваническая реакция), мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т. п.

В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с подмогою простых в исполнении карандашно-бумаж-ных методик проб (тестов) на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Классический пример — Корректурная проба Бур-дона, когда испытуемый обязан вычеркивать из ряда определенные буквы. Отличный эквивалент сходственных методик для детей дают компьютерные игровые тесты, дозволяющие произвести трудную дифференциальную диагностику между дефицитом мобилизации и утомлением (вследствие чрезмерно долгой мобилизации). Опытный учитель умело определяет фазы функционального состояния воспитанника по наружным признакам его поведения и колебаниям в точности и продуктивности его главной учебной деятельности. Функциональная диагностика необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в работе с детьми в классе и для определения мудрых размеров семейных заданий, доступных данному конкретному ребенку.

До сих пор лучшим прибором оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения при-емам такой визуальной оценки в истинное время активно используется видеотренинг с эталонным комплектом видеокассет.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.