Психические состояния
Понятие ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ следует считать вторичным по отношению к понятию психическое свойство, так как любое психическое состояние можно описать как результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т. е. свойств, скоро изменяющихся во медли. Например, состояние активного внимания, которое так устремляется вызвать и продлить у детей как можно длиннее любой учитель, рассказывающий новый материал, является трудной комбинацией таких кратковременных психических свойств-явлений, как невольная ориентировочная реакция (реакция на новизну), произвольное апперцептивное внимание (внимание, обращаемое на восприятие определенного объекта маршрутом внутреннего волевого усилия), и таких долговременных психических свойств-черт, как уровень развития познавательной потребности (невольное любопытство) и уровень развития познавательных интересов (произвольная любознательность). Продолжительность активного внимания будет тем длиннее, чем более высокого уровня достигло развитие указанных свойств-черт. И диагностика этих стабильных, долговременных свойств поможет прогнозу длительности активного внимания, доступной данному конкретному ребенку в данном возрасте. Но актуализация самого состояния, его происхожденье в данный конкретный момент в большей ступени зависят от того, какие наружные стимулы помогли активизировать динамичные свойства-явления. Недостаток продолжительности активного внимания опытный и артистичный педагог умело пытается компенсировать повышенным разнообразием используемых им выразительных средств в своей речи, включением элементов активного разговора и забавы в процесс изложения новых сведений, что каждый раз творит новые импульсы для невольной ориентировочной реакции и снимает мотивационную монотонию (напряжение одного и того же скоро истощаемого мотива у детей). Таким образом, под внешне одно и то же состояние подкладывается существенно различная тайная мотивация (например, мотивация ролевой забавы, соревновательного самоутверждения и т. п.). Точная предварительная психодиагностика дает педагогу точные ориентиры, сколь долгими могут быть условно монотонные фазы активного внимания у конкретных детей в его классе.
В психических состояниях принято распознавать эмоциональные и функциональные состояния.
Дадим здесь короткий перечень главных ЭМОЦИ ОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, для которых наццены обоз начения в языках, мимике и жестах практически у всех выученных психологами народов (П. Экман):
1) Радость (удовлетворение, увеселенье).
2) Грусть (апатия, опечаль, депрессия).
3) Гнев (агрессия, озлобление).
4) Страх (тревога, испуг). ‘
5) Удивление (любопытство).
6) Омерзенье (презрение, гадливость). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ связаны с
уровнем бодрствования и внимания: 1) сон, 2) дремота, 3) смирное бодрствование, 4) активное внимание (ориентировочная реакция), 5) напряженное
внимание (тревога, стрессовая мобилизация), 6) утом-ление (истощенное внимание, дистресс).
Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний узко связаны с чертами характера и характера. Например, более активные и выносливые дети чаще испытывают так нарекаемые стенические эмоции радости или гнева, в то время как меланхоличные (эмоционально нестабильные и интровертированные) — астенические эмоции (грусть, страх).
Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования. Сходственное оборудование применяется в индустриальной психологии в работе с профессиональными исполнителями — операторами энергосистем, пилотами. Это приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР (кожногальваническая реакция), мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т. п.
В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с подмогою простых в исполнении карандашно-бумаж-ных методик проб (тестов) на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Классический пример — Корректурная проба Бур-дона, когда испытуемый обязан вычеркивать из ряда определенные буквы. Отличный эквивалент сходственных методик для детей дают компьютерные игровые тесты, дозволяющие произвести трудную дифференциальную диагностику между дефицитом мобилизации и утомлением (вследствие чрезмерно долгой мобилизации). Опытный учитель умело определяет фазы функционального состояния воспитанника по наружным признакам его поведения и колебаниям в точности и продуктивности его главной учебной деятельности. Функциональная диагностика необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в работе с детьми в классе и для определения мудрых размеров семейных заданий, доступных данному конкретному ребенку.
До сих пор лучшим прибором оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения при-емам такой визуальной оценки в истинное время активно используется видеотренинг с эталонным комплектом видеокассет.