Проблемы стандартизации
Заслуживают внимания еще несколько проблем психодиагностики нарушений развития.
Первая из них — проблема применения единичной системы стандартизованных тестов в целях психодиагностики нарушений развития. Как уже отмечалось, в России такие тесты не используются. И это не только потому, что они умышленно не разрабатывались. Существуют беспристрастные обстоятельства, которые делают невероятным творение комплекта тестов, которые могли бы применяться при обследовании детей, относящихся к различным типам изъянов развития.
Так, при обследовании незрячих, природно, исключена зрительная презентация заданий. Между тем, как знаменито, во всех широко распространенных интеллектуальных тестах, например, тестах Векслера, Термен-Мерилл, Амтхауэра и др., большинство заданий предъявляется зрительно. Следовательно, для оценки наглядных видов мышления (а оно есть и у незрячих!) необходим иной способ предъявления заданий. Наоборот, для психодиагностики при нарушениях слуха негодно не только устное предъявление словесных заданий, но обязаны учитываться и вероятные трудности восприятия заданий в форме письменной речи вследствие вторичных изъянов речевого развития (несформированность навыков чтения).
Но, если эти трудности явны, то менее явственно обнаруживаются сложности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития при сохранном слухе и зрении. Выше мы уже разговаривали о тенденции использовать однолинейный интегральный показатель IQ и пренебрегать структуру профиля по субтестам.
Последняя из проблем, на которой необходимо остановиться, — задачи психодиагностики нарушений развития. Кроме главной задачи — выявление типа нарушенного развития — психодиагностика необходима для оценки продвижения детей с умственными и органическими изъянами в процессе обучения, а также для оценки эффективности кор-рекционных программ, методов и иных средств и условий обучения. Неименье разработанных средств психодиагностики нарушений развития является серьезным изъяном отечественной дефектологии.
Психодиагностика, кроме того, является главным средством для выявления наиболее выраженных проявлений недостаточности вторичного порядка, которые необходимо корректировать. Вторичные дефекты коррегируются эффективнее, чем первичные. Эти данные психодиагностики имеют наиглавнейшее значение для составления индивидуального плана обучения ребенка с изъянами развития.
Ключевые термины: органическое повреждение, первичные, вторичные и третичные нарушения, психодиагностика нарушений развития, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, интеллектуальные тесты, педагогическая запущенность, задержка психического развития, сензитивные периоды, зоны актуального и ближайшего развития, обучаемость, обучающий эксперимент, количественные и качественные методы.