Принципы и технология развивающей профконсультации
Развивающая (активизирующая) консультация лишена основных изъянов директивной: она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно главной задачи, а осматривает ее как основной фактор правильного выбора. Основ-" ной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая обязана быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися различного возраста (не только старшего). Основной момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней маршрутом правильной оценки естественных необыкновенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.
Следующий принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определения актуального состояния развития особенности учащегося — следует:
1) использовать ее результаты для выявления изъянов, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые главны для будущей профессиональной деятельности;
2) учитывать ее результаты при принятии решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
3) опираться на ее результаты для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способноатей после коррекции или тренинга;
4) учитывать результаты диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим необыкновенностям индивида;
5) использовать их для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
Еще один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения главного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.
И наконец, реализация принципов сотрудничества оптанта с консультантом маршрутом реализации идей гуманистического подхода к профконсультированию. Успех консультации во многом зависит от того, удастся ли установить с учащимися доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание собственного сужденья. Акцент надобно сделать на изъясненьи того, что выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует великая, заботливая работа по самопознанию и изучению, мира профессий.
Для грамотного построения профконсультацион-ной работы консультант обязан разбираться в необыкновенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, обладать методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль естественного и приобретенного в профессиональном самоопределении, обладать методиками коррекционной работы.
Как видим, для ведения профконсультационной работы требуется умышленно подготовленный испол нитель с психологическим образованием. Но это не значит, что учитель, неподражаемо классный руководи тель, может считать себя абсолютно свободным от этой работы. Во-первых, его информация, его на блюдения абсолютно необходимы консультанту. Во- вторых, определенные изложенные здесь принципы профконсультационной работы нужно соблюдать в любой форме урочной и внеурочной работы с учащи мися.
Рассмотрим некоторые общие направления работы профконсультанта в условиях школы.
У старшеклассников существует выраженная пот ребность посоветоваться с психологом о своем про фессиональном выборе. В зависимости от ступени сформированности их профессиональных планов, уровня развития способностей и склонностей, успеш ности обучения намечается различная стратегия проведения профконсультации.
Для одних достаточным являются 2—3 беседы и короткое диагностическое обследование, для того что бы решение о выборе профессии было принято (или упрочено) и начата подготовка к ней. Для иных школьников требуется углубленное обследование, многократные консультации с психологом, чтобы подойти к решению о выборе своего жизненного пути.
Чтобы решить вопроо о том, кто нуждается лишь в оперативной подмоги и кому необходимо уделить много внимания, психолог обязан начать изучение профессиональных намерений учащихся не позднее 7-го класса. Начиная с 8-го класса следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме, колледже и.т. д. Школьники, стремящи еся закончить 11 классов, могут стать объектом более пристального внимания психолога в 8—11-х классах.
До начала проведения профконсультации (индивидуальных) необходимо провести изучение профессиональных намерений школьников и уровня развития некоторых способностей.
Учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей ступени нуждаются в подмоги психолога. С ними консультации проводятся только в случае их самостоятельного обращения к психологу за подмогою, цель которого чаще всего состоит в получении подтверждения правильности уже абсолютного выбора.
Работа с менее благоприятными в этом отношении школьниками часто проходит уже по инициативе самого психолога и не ограничивается только несколькими консультациями.
С чего психолог начинает работу с этими учащимися? Прежде всего следует выявить их интересы и склонности, определить, желая бы в первом приближении, круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Сам психолог не сможет раскрыть учащемуся во всей полноте требования профессии, но обязан, опираясь на помощь родителей и педагогов, наметить план углубленного изучения школьником интересующих его профессий. В этот план входит ознакомление с литературой о профессиях (в том числе и професси-ографической), консультации с сотрудниками центра профориентации, участие в экскурсиях, встречи и беседы с профессионалами и т. д.
Очень главно, чтобы школьник сам выяснил необходимую информацию о маршрутах приобретения профессии, ее режиме, условиях труда и оплаты и т. д. Обогащение его знаний о профессии будет способствовать формировании) более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех условиях, в которых она протекает.
В результате такой работы у одних учащихся профессиональные планы укрепятся и с ними надобно будет планировать работу по подготовке к профессии, у иных может произойти изменение их намерений, следовательно, психологу придется опять возвращаться на предыдущий этап работы с ними, анализировать интересы, склонности, обозначать новые области труда и пути ознакомления с ними. В любом случае эта работа необходима и очень полезна, так как активизирует учащегося, дает, ему возможность приобретать опыт, в какой-то мере осваивать алгоритм ознакомления с профессией, расширяет круг его знаний о мире профессий.
Когда учащиеся наметят для себя определенные области труда и начнут ознакомление с профессиями, психолог приступает к диагностической и коррекционной работе.
Подбор методов диагностики обязан опираться на адекватное понимание самой профессиональной деятельности и учитывать две ее главные стороны — содержательную и динамическую. Первая отражает действительное содержание профессии с точки зрения требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности, выражаясь в специфических требованиях профессии к необыкновенностям развития способностей. Вторая сторона профессиональной деятельности выражается в форме определенных требований к формально-динамической стороне психики, т. е. скорости, темпу, интенсивности протекания психофизиологических процессов.
В каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование учащегося обязано вестись уже более прицельно, исходя из понимания его проблем и тех результатов, которые получены на предыдущих этапах профконсультации. Еще раз желаем подчеркнуть, что не следует абсолютизировать данные, получаемые с подмогою методов психологической диагностики, разыскивать в них прямой выход на профессию. Если не обнаружено противопоказаний к профессии, если не отмечено серьезных провалов в развитии основных для овладения ею качеств, необходимо наметить план самоподготовки, самовоспитания учащегося, формирования у него требуемых способностей. Теперь задача психолога — помочь в осуществлении этого плана, в организации контроля за тем, как происходит формирование необходимых качеств, для чего необходимо обстоятельно обговаривать с учащимися их достижения на пути подготовки к профессии, возникающие сложности и способы их преодоления
Если находятся серьезные основания сомневаться в том, что уровень развития некоторых способностей, знаний, умений достаточен для удачного овладения профессией, то с учащимся обсуждается вопрос либо о смене профессионального плана, либо о необходимости проведения очень насыщенной и, возможно, долгой работы по формированию необходимых качеств, овладении требуемыми знаниями (в том числе и по школьным предметам). Ему предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и пр.), рекомендации по самовоспитанию. Эти учащиеся требуют неподражаемо пристального внимания психолога, жесткого контроля за исполненьем рекомендаций, сформулированных в ходе проф-консультаций. Главное значение диагностические и тренировочные мероприятия имеют для понимания школьником самого себя, своего ресурса; сама активность школьников упрочивает их профессиональные намерения.
Психофизиологическое обследование может не только выявить противопоказания к каким-то видам профессий у отдельных учащихся, но и служить основой для рекомендаций им такого круга профессий
и рабочих постов, которые, наиболее подходят их типологическим необыкновенностям. Результаты психофизиологического обследования дозволяют психологу формулировать рекомендации учащимся о том, как им учитывать свои необыкновенности в период подготовки к профессии и на начальном этапе овладения ею, в частности, по выработке индивидуального стиля деятельности.
В целом вся профконсультационная работа обязана строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы консультаций обязаны служить одной цели — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с подмогою психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
. Профессиональная консультация включает несколько видов деятельности профконсультанта, однако удельный вес каждого определяется спецификой запроса.
Первое, что обязан сделать консультант, — констатировать, на какой стадии формирования профессионального плана находится оптант. Даже провести диагностическое обследование, включающее изучение интересов, склонностей, способностей, типологических необыкновенностей. Затем оценить собранные данные об учащемся и наметить вместе с ним план подготовки к профессиональному выбору (это может быть ознакомление с миром профессий, конкретными профессиями, формирование профессиональных намерений, план коррекционных мероприятий и т. д.). Следующий вид работы — подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционных мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств и т. д. Затем — проведение контроля за тем, как исполняется намеченный план подготовки к профессии. И, наконец, заканчивающая беседа, с обсуждением всей проведенной работы, формулирование своих рекомендаций, принятие решения о продолжении исполненья намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на иную профессию.
Следует иметь в виду, что при различных запросах консультация может проводиться либо по полной программе (с пребываньем всех вышеперечисленных видов работы), либо в усеченном виде, скажем, без коррекционной доли ит. д.