Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Принципы и технология развивающей профконсультации

Принципы и технология развивающей профконсультации


Принципы и технология развивающей профконсультации

Развивающая (активизирующая) консультация лишена основных изъянов директивной: она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно главной задачи, а осматривает ее как основной фактор правильного выбора. Основ-" ной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая обязана быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися различного возраста (не только старшего). Основной момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней маршрутом правильной оценки естественных необыкновенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.

Следующий принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определения актуального состояния развития особенности учащегося — следует:

1)  использовать ее результаты для выявления изъянов, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые главны для будущей профессиональной деятельности;

2)        учитывать ее результаты при принятии решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

3)                   опираться на ее результаты для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способноатей после коррекции или тренинга;

4) учитывать результаты диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим необыкновенностям индивида;

5) использовать их для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

Еще один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения главного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.

И наконец, реализация принципов сотрудничества оптанта с консультантом маршрутом реализации идей гуманистического подхода к профконсультированию. Успех консультации во многом зависит от того, удастся ли установить с учащимися доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание собственного сужденья. Акцент надобно сделать на изъясненьи того, что выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует великая, заботливая работа по самопознанию и изучению, мира профессий.

Для грамотного построения профконсультацион-ной работы консультант обязан разбираться в необыкновенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, обладать методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль естественного и приобретенного в профессиональном самоопределении, обладать методиками коррекционной работы.

Как видим, для ведения профконсультационной работы требуется умышленно подготовленный испол нитель с психологическим образованием. Но это не значит, что учитель, неподражаемо классный руководи тель, может считать себя абсолютно свободным от этой работы. Во-первых, его информация, его на блюдения абсолютно необходимы консультанту. Во- вторых, определенные изложенные здесь принципы профконсультационной работы нужно соблюдать в любой форме урочной и внеурочной работы с учащи мися.

Рассмотрим некоторые общие направления работы профконсультанта в условиях школы.

У старшеклассников существует выраженная пот ребность посоветоваться с психологом о своем про фессиональном выборе. В зависимости от ступени сформированности их профессиональных планов, уровня развития способностей и склонностей, успеш ности обучения намечается различная стратегия проведения профконсультации.

Для одних достаточным являются 2—3 беседы и короткое диагностическое обследование, для того что бы решение о выборе профессии было принято (или упрочено) и начата подготовка к ней. Для иных школьников требуется углубленное обследование, многократные консультации с психологом, чтобы подойти к решению о выборе своего жизненного пути.

Чтобы решить вопроо о том, кто нуждается лишь в оперативной подмоги и кому необходимо уделить много внимания, психолог обязан начать изучение профессиональных намерений учащихся не позднее 7-го класса. Начиная с 8-го класса следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме, колледже и.т. д. Школьники, стремящи еся закончить 11 классов, могут стать объектом более пристального внимания психолога в 8—11-х классах.

До начала проведения профконсультации (индивидуальных) необходимо провести изучение профессиональных намерений школьников и уровня развития некоторых способностей.

Учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей ступени нуждаются в подмоги психолога. С ними консультации проводятся только в случае их самостоятельного обращения к психологу за подмогою, цель которого чаще всего состоит в получении подтверждения правильности уже абсолютного выбора.

Работа с менее благоприятными в этом отношении школьниками часто проходит уже по инициативе самого психолога и не ограничивается только несколькими консультациями.

С чего психолог начинает работу с этими учащимися? Прежде всего следует выявить их интересы и склонности, определить, желая бы в первом приближении, круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Сам психолог не сможет раскрыть учащемуся во всей полноте требования профессии, но обязан, опираясь на помощь родителей и педагогов, наметить план углубленного изучения школьником интересующих его профессий. В этот план входит ознакомление с литературой о профессиях (в том числе и професси-ографической), консультации с сотрудниками центра профориентации, участие в экскурсиях, встречи и беседы с профессионалами и т. д.

Очень главно, чтобы школьник сам выяснил необходимую информацию о маршрутах приобретения профессии, ее режиме, условиях труда и оплаты и т. д. Обогащение его знаний о профессии будет способствовать формировании) более адекватного представления не только о самой профессиональной деятельности, но и обо всех условиях, в которых она протекает.

В результате такой работы у одних учащихся профессиональные планы укрепятся и с ними надобно будет планировать работу по подготовке к профессии, у иных может произойти изменение их намерений, следовательно, психологу придется опять возвращаться на предыдущий этап работы с ними, анализировать интересы, склонности, обозначать новые области труда и пути ознакомления с ними. В любом случае эта работа необходима и очень полезна, так как активизирует учащегося, дает, ему возможность приобретать опыт, в какой-то мере осваивать алгоритм ознакомления с профессией, расширяет круг его знаний о мире профессий.

Когда учащиеся наметят для себя определенные области труда и начнут ознакомление с профессиями, психолог приступает к диагностической и коррекционной работе.

Подбор методов диагностики обязан опираться на адекватное понимание самой профессиональной деятельности и учитывать две ее главные стороны — содержательную и динамическую. Первая отражает действительное содержание профессии с точки зрения требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности, выражаясь в специфических требованиях профессии к необыкновенностям развития способностей. Вторая сторона профессиональной деятельности выражается в форме определенных требований к формально-динамической стороне психики, т. е. скорости, темпу, интенсивности протекания психофизиологических процессов.

В каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование учащегося обязано вестись уже более прицельно, исходя из понимания его проблем и тех результатов, которые получены на предыдущих этапах профконсультации. Еще раз желаем подчеркнуть, что не следует абсолютизировать данные, получаемые с подмогою методов психологической диагностики, разыскивать в них прямой выход на профессию. Если не обнаружено противопоказаний к профессии, если не отмечено серьезных провалов в развитии основных для овладения ею качеств, необходимо наметить план самоподготовки, самовоспитания учащегося, формирования у него требуемых способностей. Теперь задача психолога — помочь в осуществлении этого плана, в организации контроля за тем, как происходит формирование необходимых качеств, для чего необходимо обстоятельно обговаривать с учащимися их достижения на пути подготовки к профессии, возникающие сложности и способы их преодоления

Если находятся серьезные основания сомневаться в том, что уровень развития некоторых способностей, знаний, умений достаточен для удачного овладения профессией, то с учащимся обсуждается вопрос либо о смене профессионального плана, либо о необходимости проведения очень насыщенной и, возможно, долгой работы по формированию необходимых качеств, овладении требуемыми знаниями (в том числе и по школьным предметам). Ему предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и пр.), рекомендации по самовоспитанию. Эти учащиеся требуют неподражаемо пристального внимания психолога, жесткого контроля за исполненьем рекомендаций, сформулированных в ходе проф-консультаций. Главное значение диагностические и тренировочные мероприятия имеют для понимания школьником самого себя, своего ресурса; сама активность школьников упрочивает их профессиональные намерения.

Психофизиологическое обследование может не только выявить противопоказания к каким-то видам профессий у отдельных учащихся, но и служить основой для рекомендаций им такого круга профессий

и рабочих постов, которые, наиболее подходят их типологическим необыкновенностям. Результаты психофизиологического обследования дозволяют психологу формулировать рекомендации учащимся о том, как им учитывать свои необыкновенности в период подготовки к профессии и на начальном этапе овладения ею, в частности, по выработке индивидуального стиля деятельности.

В целом вся профконсультационная работа обязана строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы консультаций обязаны служить одной цели — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с подмогою психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

. Профессиональная консультация включает несколько видов деятельности профконсультанта, однако удельный вес каждого определяется спецификой запроса.

Первое, что обязан сделать консультант, — констатировать, на какой стадии формирования профессионального плана находится оптант. Даже провести диагностическое обследование, включающее изучение интересов, склонностей, способностей, типологических необыкновенностей. Затем оценить собранные данные об учащемся и наметить вместе с ним план подготовки к профессиональному выбору (это может быть ознакомление с миром профессий, конкретными профессиями, формирование профессиональных намерений, план коррекционных мероприятий и т. д.). Следующий вид работы — подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционных мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств и т. д. Затем — проведение контроля за тем, как исполняется намеченный план подготовки к профессии. И, наконец, заканчивающая беседа, с обсуждением всей проведенной работы, формулирование своих рекомендаций, принятие решения о продолжении исполненья намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на иную профессию.

Следует иметь в виду, что при различных запросах консультация может проводиться либо по полной программе (с пребываньем всех вышеперечисленных видов работы), либо в усеченном виде, скажем, без коррекционной доли ит. д.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.