Практические упражнения с методикой КСПШ-60
Первым хорошим практическим упражнением по усвоению системы факторов Великая пятерка могло бы быть самостоятельное построение студентами циркуляторных моделей, подобных той, которая дана на рис. 5, для иных 9 пар факторов (на основе прибавления 3). Легко подсчитать, что общее число плоских циркограмм из 5 факторов одинаково числу парных сочетаний из 5, то есть 10.
Второе практическое упражнение состоит в овладении смыслом приведенных в прибавлении 3 поведенческих расшифровок для каждой из 60 черт КСПШ-60. Для этого надобно, не заглядывая в список 4, поставить в соответствие каждому объясняющему определению один из трех вероятных ответов из подходящего пункта в ответном листе 3. Помните, что только один из трех ответов является правильным.
Третье практическое упражнение состоит в том, чтобы с поддержкою указанного списка из 60 черт описать, используя 7 балльную систему оценок, не менее 10 студентов из своей учебной группы. Используя ключ (ключ относит каждый пункт КСПШ-60 к определенным факторам) из прибавления 3, вам надобно построить 5 факторные профили для каждого студента и постараться указать означаемые факторы, сравнив показатели по профилю с нормами (см. прибавленье 3). Означаемо высоким показателем по фактору следует считать такой сырой балл, который выходит за границу СРЕДНЕЕ + СИГМА; соответственно означаемо низким следует считать показатель, выходящий за границу СРЕДНЕЕ — СИГМА.
Если в вашем вузе приобретена и установлена компьютерная система ЭКСПАН, разработанная ав-
тором методики КСПШ-60 ‘А. Г. Шмелевым, то вы сможете на базе задания 3 выполнить без особых вычислительных затрат очень главную работу по согласованию ваших экспертных оценок. Напомним (см. раздел 2.2), что надежными могут считаться только такие оценки, которые даются самостоятельными друг от друга оценщиками-знатоками и которые статистически означаемо согласуются друг с приятелем. Введя и обработав с поддержкою системы ЭКСПАН несколько таблиц 60 • 10, полученных от различных оценщиков для оценки одной и той же десятки студентов (практической учебной группы), вы сможете уточнить, какими пунктами из перечня КСПШ-60 вы пользуетесь надежно, то есть ваши оценки не расходятся с оценками остальных, а какими вы пользуетесь слишком оригинально, так как заполняете их каким-то особым субъективным смыслом.
Подобный тренинг — с поддержкою системы согласования экспертных оценок ЭКСПАН — служит надежным средством приобретения навыков аналитического наблюдения и беспристрастного оценивания личности человека.
■