Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Потребности и мотивы

Потребности и мотивы


Потребности и мотивы

Как уже отмечалось, стилевые черты формируются не сами по себе, а в узком взаимодействии с мотивационными чертами. Хроническая неудовлетворенность (фрустрация) определенной потребности приводит к тому, что формируются черты характера, обслуживающие эту потребность.

К раскаянию, трудно назвать общепринятую классификацию мотивов личности. Крупные представители различных психологических школ сформулировали не вполне совпадающие классификации. Тем не менее на уровне наиболее глобальных потребностей, означаемых в ребяческом возрасте, имеется больше согласия, чем в классификации мотивов, актуальных уже для подросткового возраста. И это неслучайно, так как мотивационная сфера личности развивается по пути дифференциации — выделения все новых, предметно специфичных мотивов (направленных на различные предметы). Итак, глобальные потребности, свойственные человеку дословно с первых лет жизни:

1. Первичные естественные, организмические потребности:

1)                Витальные потребности жизнеобеспечения (в самосохранении, еде, питье, тепле, сне и т. п.).

2)       Потребности органического удовольствия (эрогенные, прасексуальные потребности, которые в ребяческом возрасте частично довольствуются чувствами вкусового, осязательного и иного сенсорного удовольствия).

3)                Потребности движения и новизны (в двигательных забавах, физической разрядке, впечатлениях).

2. Первичные социальные, индивидные потреб ности:

4)                Потребность в общении и любви окружающих (в контакте и приятии со стороны родителей и иных людей).

5)  Потребность самоутверждения и достижения (состязательные мотивы роста собственных успехов и возможностей).

6)                Потребности познания и когнитивного консонанса (в построении связной и непротиворечивой

картины мира).

Высшие личностные, вторичные потребности развиваются у детей уже, как верховодило, в подростковом и юношеском возрасте в благосклонных обстоятельствах — на базе удовлетворенных естественных и социальных потребностей (но не развиваются в случае их хронической фрустрации и подавления — такова позиция по этому трудному вопросу сторонников современной гуманистической психологии). К высшим личностным нуждам можно отнести:

7)                      Потребность в сострадательной любви (это альтруистический эквивалент естественной эгоистической потребности в любви окружающих, необходимый базис психической зрелости взрослого человека как родителя и воспитателя собственных детей).

8)          Потребность в продуктивной самореализации (в твореньи прагматически или эстетически ценных продуктов собственной созидательной и творческой активности).

9) Потребность смысла жизни (в построении строй
ной системы из знаний и верований и в реализации
нравственных ценностей в собственной жизни).

Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности плюс определенный ситуационный стимул могут вызывать психическое состояние, которое характеризуется актуализацией определенной потребности. Потребность разыскивает своего удовлетворения в определенном предмете (А. Н. Леонтьев, 1971). Когда она обретает этот предмет, то в опыте образуется устойчивая вязка потребность-предмет, которая и становится движущим мотивом поведения- Например, в период детства едва ли не великая часть потребностей ребенка опредмечивается в образе матери. Но в принципе одна и та же потребность может сформировать у различных людей различные мотивы поведения- Драматичные случаи психических нарушений, возникающие еще у детей и подростков и связанные с неадекватной сексуальной ориентацией (гомосексуализм, нарциссизм, сексуальный фетишизм и т. п.), дают ясные образцы образования неадекватных вязок потребность-предмет. В этом случае первичная потребность сексуального удовольствия обретает удовлетворения в природио- и социально-неадекватном объекте и способе своего удовлетворения. Естественная незапрограммированность вязок потребность — предмет у человека (по сопоставлению с животными, у которых эти вязки, как верховодило, закреплены инстинктивно) творит для него не только превосходства эластичной адаптации, но и риск драматических ошибок псевдоадаптации.

Попытки воспитателей форсировать развитие у ребенка высших потребностей и мотивов (при неудовлетворенности и несформированности низших потребностей и мотивов) приводят к разнородным недостаткам и нарушениям мотивационной сферы. Хронически фрустрированные низшие потребности начинают опредмечиваться в запретных мотивах, существование которых сам ребенок не осознает. Эти запретные мотивы проталкиваются в поведении всякий раз, когда снижается наружный или внутренний сознательный контроль над поведением. Рецидивы таких прорывов формируют альтер-эго. Так, тихоня в классе оказывается хулиганом во дворе, то есть сверхконтроль и заорганизованность его по ведения в школе и дома (недостаток удовольствий, свободы и игровой спонтанности) оборачиваются формированием асоциальной картины поведения * агрессивного психопата в кругу ровесников, неминуемо перенимающего криминальную мораль джунглей — сильный получает удовольствие первым, слабый — то, что останется (шакалы питаются после того, как питается лев).

Психодиагностика обязана помочь воспитателю следить за тем, чтобы процесс воспитания шел в ногу с процессом развития — не забегал вперед и не отставал. Только тогда воспитание будет оказывать обращающее воздействие.

Например, одним из кульминационных моментов в развитии мотивационной сферы является этап формирования устойчивых интересов. ИНТЕРЕС — это смещение потребности с предмета на сам процесс активной деятельности с данным предметом. Будущая профессиональная трудовая деятельность непременно обязана вызывать у ребенка устойчивый интерес, без этого она будет восприниматься как пытка, сносимая необыкновенно под деянием наружных доказывающих стимулов (ради денег — средства к иным подлинным жизненным благам, ради удовольствия в сфере потребления).

Наиболее информативными психодиагностическими приборами обследования мотивационной сферы ребенка следует считать проективные методики, в частности проективные забавы. В забаве, в ситуации условной раскрепощенности, ребенок быстрее проявит то, что загнано вглубь. Наружнее наблюдение за обычным поведением ребенка в регламентированной обстановке урока и в пребываньи взрослых, даже хорошо организованное и формализованное с подмогою системы шкал и индикаторов, может не дать валидной информации — неподражаемо о глубинных мотивах поведения.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.