Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Одаренность и ее структура

Одаренность и ее структура


Одаренность и ее структура

СПОСОБНОСТЬ — одно из наиболее общих пси хологических понятий. В отечественной психологии многие творцы давали ему развернутые определения.

Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого профессионалами: 1) способности — это индивидуально-

психологические необыкновенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те необыкновенности, которые имеют отношение к успешности исполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, желая и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Способному все дается легче, а неспособный про
ливает больше пота и слез.

Возникает проблема, что же это за психическая сущность — способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления (а определение Б. М. Теплова — по сути — поведенческое) недостаточно.

Детально этот вопрос рассматривается в работах В. Д. Шадрикова (1994). Он прибывает к выводу, что понятие способность является психологической конкретизацией категории свойства: способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно

придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении осматриваемой функции).

В. Д. Шадриков вводит понятие общей одаренности, определяя ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей, но и в этом случае общее не предшествует приватному, а наоборот, есть результат сборки отдельных элементов.

Между тем принцип общее предшествует приватному, который является результатом развития общего в процессе дифференцировки, является принципом развития ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ, наиболее освоенных современной психологией и психофизиологией (П. К- Анохин).

Различая специальные и общие способности, Д. Н. Завалишина вслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями водящих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными видами деятельности. Тем самым вновь способности классифицируются не по видам психической функциональной системы, а по видам деятельности. Отсюда вновь же возникают трудности в проведении границ между, например, музыкальными, летными, слесарными и прочими способностями и соответственно музыкальными, летными, слесарными и прочими навыками и умениями.

Чтобы избежать такого раздробления понятия способность, осмотрим работу целостной психики как оперирование знаниями. В этом процессе можно выделить приобретение знаний, применение знаний, преображение знаний и также сохранение знаний. Есть также основание объединить получение знаний в единичный двунаправленный процесс. Тем самым мы получаем следующую схему, где компонентами выступают три перечисленных выше системы.

Способность к применению знания можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-ОБУЧАЕМОСТЬ описывает систему приобретения знаний, а КРЕАТИВНОСТЬ (общая творческая способность) — процесс преображенья знаний (с ним связаны воображение, фантазии, порождение гипотез и пр.).

Существует как минимум три главных подхода к отношению интеллекта и креативности:

1) Как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Основную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и иные). К числу главных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и трудных ситуациях.

2) Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, самостоятельным от интеллекта (Дж. Гилфорд, К, Тейлор, Я. А. Пономарев). В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креатив ности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуаль ного порога Е. Торранса: если IQ ниже 115—120, интеллект и креативность образуют единичный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится самостоятельной величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Б. Торранса на удивление хорошо совпадает с данными Д. Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний возможный уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Основную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения делили и делят практически все профессионалы в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, А. Термен и иные).

Наиболее экспериментально обоснованной является на сегодня вторая точка зрения. Ниже диагностически ориентированные исследования интеллекта и креативности рассматриваются более досконально.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.