Одаренность и ее структура
СПОСОБНОСТЬ — одно из наиболее общих пси хологических понятий. В отечественной психологии многие творцы давали ему развернутые определения.
Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого профессионалами: 1) способности — это индивидуально-
психологические необыкновенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те необыкновенности, которые имеют отношение к успешности исполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, желая и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Способному все дается легче, а неспособный про
ливает больше пота и слез.
Возникает проблема, что же это за психическая сущность — способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления (а определение Б. М. Теплова — по сути — поведенческое) недостаточно.
Детально этот вопрос рассматривается в работах В. Д. Шадрикова (1994). Он прибывает к выводу, что понятие способность является психологической конкретизацией категории свойства: способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно
придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении осматриваемой функции).
В. Д. Шадриков вводит понятие общей одаренности, определяя ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей, но и в этом случае общее не предшествует приватному, а наоборот, есть результат сборки отдельных элементов.
Между тем принцип общее предшествует приватному, который является результатом развития общего в процессе дифференцировки, является принципом развития ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ, наиболее освоенных современной психологией и психофизиологией (П. К- Анохин).
Различая специальные и общие способности, Д. Н. Завалишина вслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями водящих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными видами деятельности. Тем самым вновь способности классифицируются не по видам психической функциональной системы, а по видам деятельности. Отсюда вновь же возникают трудности в проведении границ между, например, музыкальными, летными, слесарными и прочими способностями и соответственно музыкальными, летными, слесарными и прочими навыками и умениями.
Чтобы избежать такого раздробления понятия способность, осмотрим работу целостной психики как оперирование знаниями. В этом процессе можно выделить приобретение знаний, применение знаний, преображение знаний и также сохранение знаний. Есть также основание объединить получение знаний в единичный двунаправленный процесс. Тем самым мы получаем следующую схему, где компонентами выступают три перечисленных выше системы.
Способность к применению знания можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (ТЕСТОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ-ОБУЧАЕМОСТЬ описывает систему приобретения знаний, а КРЕАТИВНОСТЬ (общая творческая способность) — процесс преображенья знаний (с ним связаны воображение, фантазии, порождение гипотез и пр.).
Существует как минимум три главных подхода к отношению интеллекта и креативности:
1) Как таковой креативности нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Основную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О. Б. Богоявленская и иные). К числу главных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и трудных ситуациях.
2) Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, самостоятельным от интеллекта (Дж. Гилфорд, К, Тейлор, Я. А. Пономарев). В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креатив ности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является теория интеллектуаль ного порога Е. Торранса: если IQ ниже 115—120, интеллект и креативность образуют единичный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится самостоятельной величиной, т. е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
Предположение Б. Торранса на удивление хорошо совпадает с данными Д. Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний возможный уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Основную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения делили и делят практически все профессионалы в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, А. Термен и иные).
Наиболее экспериментально обоснованной является на сегодня вторая точка зрения. Ниже диагностически ориентированные исследования интеллекта и креативности рассматриваются более досконально.