Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Обоснование методики КСПШ-60

Обоснование методики КСПШ-60


Обоснование методики КСПШ-60

КСШП-60 расшифровывается как Контрольный Список Прилагательных Школьный — 60 пунктов. Методика названа так в соответствии с международной психологической традицией, именующей стандартизированные перечни личностных качеств, обозначенных прилагательными, аббревиатурой КСП. Полный перечень КСПШ-60 с поведенческими определениями и контрольным заданием на их понимание приводится в Прибавлении 3.

Методика в русскоязычном варианте разработана московскими психологами А. Г. Шмелевым и А. С. Кондратьевой в общем исследовании с американским психологом Дж. Дигманом, предоставившим подходящие англоязычные материалы. В разработке списка прилагательных использовались материалы десятков сильных (по изобилию анализируемой на ЭВМ информации) экспериментальных исследований, проведенных в 1960—1990 годы самостоятельными исследователями-психологами из различных стран, а также информационные ресурсы особого компьютерного семантического словаря черт личности ТЕЗАЛ (вед. автор — А. Г. Шмелев), включающего семантические связи для 2090 слов русского языка, означающего черты личности.

В стандартизации методики в качестве знатоков-оценщиков принимали участие 40 учителей младших и средних классов московских школ, которые оценили с подмогою данной методики в общей сложности 745 воспитанников (220 воспитанников оценивались ими часто).

Результаты, собранные в ходе апробации данной методики (в ходе психометрического эксперимента), подвергались анализу на ЭВМ с подмогою самого известного в современной научной психодиагностике ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА. Этот анализ позволил выявить 5 наиболее главных факторов, по которым учителя свободно или невольно группируют прилагательные в ходе оценивания воспитанников. Подчеркнем здесь умышленно, что данные 5 факторов не являются изобретением творцов методики, это не заданный изначально теоретический, а эмпирический, эмерджентный (возникающий) продукт психологического эксперимента. Ни один из .участво-

вавших в эксперименте учителей не смог бы однозначно предсказать названия и состав данных факторов, но их появление в результате компьютерной обработки значит, что большинство учителей их фактически подразумевает, приписывая воспитанникам (или отклоняя их наличие) определенные качества. Каждый фактор имеет два противоположных полюса. На одном полюсе группируются качества, которые условно можно считать положительными, на ином — отрицательные. Каждый фактор отражает наличие неслучайных взаимозависимостей (корреляций) в тенденциях учителя приписывать воспитаннику определенные качества: если учитель приписывает воспитаннику одно качество с определенного полюса, то он с повышенной вероятностью (не нечаянно) будет иметь тенденцию приписывать ему и иные качества, которые относятся к тому же полюсу данного фактора.

Вот биполярные (двухполюсные) названия 5 выявленных факторов (сравните с Великий пятеркой в 1.4):

1 Ч Организованность — Беспорядочность.

2.        Интеллектуальная Активность — Интел. Пассивность.

3.             Раскрепощенная Энергия — Закрепощенность.

4.        Дружеская Альтруистичность — Злобная Эгоистичность.

5.        Эмоциональная Устойчивость — Эмоциональная Нестабильность.

Очень серьезным научным доводом в выгоду данных 5 факторов является тот факт, что 5 факторов, выявленных в работе с московскими учителями, оказались очень недалёкими к так именуемой ВЕЛИКИЙ ПЯТЕРКЕ (от английского — Big Five ) факторов, часто выявляемой в англо-американских и иных международных исследованиях.

Это разговаривает о том, что за данными факторами скрываются общие необыкновенности в структуре личности, являющиеся универсальными для различных языковых культур, для различных стран. Явно, что такая близость результатов могла быть достигнута только в том случае, если Великая пятерка отражает беспристрастные, самостоятельные от языка и сферы сознательного психического отражения, необыкновенности поведения людей. Это необыкновенности, проявляющиеся уже в ребяческом возрасте, уходящие корнями к характеру — нервнопсихическому складу организма, к АРХЕТИПНОМУ (укорененному в прошлом) стилю личности — особому стилю реакции на людей и обстоятельства, закрепляющемуся в самые первые годы детства.

Тем самым можно с уверенностью утверждать, что профиль из Великий пятерки факторов владеет определенным свойством ЭКОНОМИЧНОЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ: будучи весьма компактным (только 5 факторов-параметров, а не 15 и не 30), он дает при этом максимальную полноту охвата различных проявлений необыкновенности, различных индивидуальных необыкновенностей.

Эту полноту 5 факторной модели личности превосходно дозволяют иллюстрировать так именуемые цир-куляторные (круговые) диаграммы (ЦИРКО-ГРАМ-МЫ). В сходственных диаграммах качества размещаются по секторам определенной пары факторов, изображаемых в качестве горизонтальной и вертикальной осей знаменитой двумерной декартовой системы координат.

Ниже приводится такая диаграмма для факторов Ф1 и Ф2, в которой указано, * в какой сектор попадают определенные качества из списка КСПН1-60.

Весь круг на рис. 5, как видим, разбит на 12 секторов, которые удобно пронумеровать по часовой стрелке. Анализируя смысл личностных характеристик, можно проследить, что при переходе стрелки от сектора 12 до сектора 3 постепенно сокращается вес фактора Ф1 ЭНЕРГИЧНОСТЬ и повышается вес фактора Ф2 ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. При последующем переходе стрелки от сектора 3 до сектора 4 ОРГАНИЗОВАННОСТЬ трансформируется в ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ. Затем от 6 до 9 ЗАКРЕ-ПОЩЕННОСТЬ переходит в БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ. И так далее. Циркуляторная модель иллюстрирует наличие так именуемых составных личностных черт, состоящих из различных факторов, присутствующих в них с различным весом. Например,

обидчивость содержит как компонент и ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ, и БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ, но заключительный компонент — с великим весом. Исходя из этого размещения обидчивости на циркограмме, можно предположить, что к проявлениям обидчивости могут быть максимально склонны дети, владеющие низким уровнем сознательного самоконтроля над поведением (— Ф1 БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ), во-первых, и определенным уровнем эмоциональной заторможенности (— ФЗ ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ), во-вторых.

Можно провести определенную (окончательно, нестрогую) аналогию между Великий пятеркой факторов и периодической таблицей элементов Менделеева: как разные вещества можно получать за счет сочетания в молекуле в определенных пропорциях элементарных атомов, так и разные конкретные черты личности оказываются определенной комбинацией базисных факторов характера.

Указанная циркуляторная модель черт личности облегчает ориентировку в том, как может изменяться рисунок (паттерн) поведения ребенка в зависимости от его устойчивого профиля и ситуативной реакции. Можно с определенной уверенностью предположить, что, вызвав реакцию обиды у заторможенного ребенка, мы делаем его менее управляемым и сознательным (сдвиг влево по горизонтали на рис. 5), но вызвав реакцию обиды у ребенка с низким уровнем дисциплины, мы сделаем его быстрее всего более заторможенным (сдвиг вправо по горизонтали), или, иными словами, его неожиданная заторможенность может рассматриваться как индикатор обиды.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.