Навигация > Главная > Объективная психология > О влиянии внутренних впечатлений на нервно-психические процессы

О влиянии внутренних впечатлений на нервно-психические процессы


О воздействии внутренних впечатлений на сердито-психические процессы

Должно иметь в виду, что, помимо непосредственного возбуждения тех или иных реакций, внутренние впечатления, обусловленные теми или иными условиями, отражаются резким образом как на течении, так и на характере всех вообще сердито-психических процессов.

В этом отношении мы имеем уже ряд определенных указаний в литературе. Так, Aschaffenburg , исследуя сочетания у лиц, истощенных голодом, убедился, что при этом часто возбуждаются обыкновенные сочетания и вообще преобладают словесные сочетания; также и сочетания по созвучию и рифме встречаются чаще у голодающих, чем у здоровых; время же сочетаний при этому увеличивается. К этому же предмету относится и работа W . Weygandt ‘ a , давшая в некоторых долях сходственные результаты с предыдущим исследованием.

Также крайне резкое воздействие на течение сердито-психических процессов оказывает то состояние организма, которое знаменито под названием утомления.

В этом отношении существенное воздействие оказывает как мышечное утомление, вызванное, например, продолжительной ходьбой или усиленной гимнастикой, так и утомительная умственная работа.

Прежде всего нужно заметить, что всякая умственная работа, если она длится в течение достаточного медли, сначала ускоряется

и даже улучшается, вследствие приспособления, или повадки, или упражнения, а также знаменитого возбуждения, наблюдающего в начале всякой деятельности; с течением же медли под воздействием усталости умственная работа замедляется. Собственно, взаимодействием этих факторов и определяется скорость умственной работы , если не принимать в сообра жение индивидуальных различий в отношении умственной трудоспособности между отдельными личиками.

По отношению к воздействию усталости на умственную работу и скорость сердито-психических процессов нынче имеется громадный ряд исследований, из которых здесь мы остановимся на некоторых и приведем лишь общие результаты этих исследований; всех же увлекающихся частностями вопроса мы посылаем к знаменитой книге Binet и Henri Умственное утомле ние (Москва, 1899), в которой собран материал по этому вопросу.

Впрочем, и по выходе в свет упомянутого сочинения литература этого предмета с каждым днем все более и более пополняется.

Bettmann изучал воздействие, с одной стороны, двухчасовой ходьбы, с иной — умственной работы, состоявшей в сложении чисел и длившейся в течение одного часа. При этом исследовались простая и трудная реакция (при выборе), словесная реакция, а также способность к воссозданью цифр.

В общем проделано три серии опытов, из которых каждая продолжалась три дня. При этом оказалось, что продолжительность реакции удлиняется после умственной работы, тогда как после двухчасовой ходьбы продолжительность реакции для выбора оказалась даже кратче, но при этом исследуемое личико делало оплошности в отметке рукой, что указывает на существенное нарушение координации движений рукой. Что дотрагивается словесных реакций, то продолжительность их после умственной работы также увеличивалась, тогда как после ходьбы она увеличивалась же, но в меньшей ступени. Для воссоздания были взяты ряды из 12 цифр. Испытуемый обязан был прочитывать первый ряд до тех пор, пока его не заучивал, затем он переходил ко второму ряду и т. д. в продолжении получаса. Такие иссле дования велись в дни отдыха, после одночасовой умственной работы и после ходьбы.

Оказалось, что воссозданье после умственной работы идет медлителен нее, чем после отдыха, а после двухчасовой ходьбы еще медлительнее.

При исследованиях, производимых над сложением и чтением легких отрывков, при котором считались слоги прочитанного отрывка, оказалось, что после умственного труда быстрота сложения убавляется и еще более она убавляется после ходьбы. При чтении же вслух после умственной работы убавляется количество прочитанного, тогда как двухчасовая ходь ба на скорость чтения влияет гораздо меньше.

Интерес этого исследования содержится в том, что мышечная работа иногда отражалась на ходе умственных процессов даже условно простых в большей мере, нежели умственный труд, вопреки ходячему сужденью, что мышечный труд облегчает умственную трудоспособность. В нашей лаборатории производились специальные исследования над воздействием гимнастики на умственную работу (д-р Телятник), причем результаты показали, что и гимнастика, производимая воспитанниками в течение 1/2 часа во время смены между уроками, убавляет скорость и продуктивность умственной работы.

При этих опытах оказалось, что скорость работы непрерывно увеличивается с каждым днем под воздействием упражнения. Этот приобретенный навык исчезает лишь после отдыха в 47 и 72 ч. Краткие отдыхи на умственную работу оказывают сравнительно слабое воздействие, тем не менее 5-тимннутный отдых после получасовой работы представляется полезным. Одинаковым образом отдых в 15 мин оказывает знаменитую выгоду после получасовой работы, тогда как отдых в 5 мин после каждых 5 мин работы при продолжительности всей работы в 2 ч оказывается неблагоприятным. В заключительном случае на результат исследования, явно, оказывает воздействие недостаток приспособления.

Автор, впрочем, указывает еще на возбуждение или увлечение (Апге- gung ), которое вообще наступает при всяком энергичном занятии. Тем, что увлечение в течение 5 мин не успевает еще развиться, автор и поясняет неблагоприятное деянье пятиминутных отдыхов после пятиминутной работы. Одинаковым образом при пятнадцатиминутном отдыхе после работы в течение получаса увлечение успевает исчезнуть за время отдыха, чем, между прочим, объясняется менее благосклонное деянье этих отдыхов при данной работе, нежели отдыха в 5 мин.

При исследованиях Rivers ‘ a и Kraepelin ‘ a изучалось воздействие более продолжительного отдыха, например в полчаса или в час после получасовой умственной работы, которая состояла в сложении чисел. Оказалось, что отдых в 30 мин действует благосклонно на скорость работы, но с течением медли воздействие утомления сказывается тем, что благосклонное воздействие отдыха убывает. При паузах в 1 ч после получасовой работы оказалось, что работа после отдыха идет прытче не в первую четверть, а в последующую.

Аналогичные исследования производились также над воспитанниками школ в достаточно веском числе. В этом отношении можно указать на исследования Сикорского и Hoffner ‘ a , Burgerstein ‘ a , Laser ‘ a , Holmes ‘ a , Friedrich ‘ a , Richter ‘ a , Griesbach ‘ a , Ebbighaus ‘ a , Vannod ‘ a , L . Wagner ‘ a , у нас Белицкого, Владимирского, Ильина и др. с применением различно-

образных методов, достоинство которых оказывается, впрочем, далеко не одинаковым.

Это отчасти отражалось и на результатах опытов. Так, например, исследования Сикорского и Hoffner ‘ a , сделанные по методу счета ошибок, не получили подтверждения со стороны работавшего у нас д-ра Белицкого.

Нет надобности входить здесь в подробности вышеуказанных работ. Достаточно сказать, что общий результат всех этих исследований сводится к тому, что классная работа воспитанников сказывается в’том, что умственные процессы в заключительном уроке протекают медлительнее, причем страдает более или менее явным образом и качество или точность работы.

Наряду с усталостью оказывают существенное воздействие на сердито-психическую деятельность и такие воздействия, как без сна проведенная ночь и т. п.

Другой пример воздействия органических раздражений на сердито-психическую деятельность представляет период полового развития. В этом отношении имеется также веский ряд исследований, необыкновенно часто производимых на школьниках того и иного пола.

Все эти исследования сообразно разговаривают, что как у мальчиков, так и у девочек в период полового созревания воссоздания и иные умственные процессы более или менее веско замедляются.

Даже менструальный период у женщин, как показали произведенные в нашей лаборатории исследования д-ра Войцеховского , резко влияет на ход всех вообще сердито-психических процессов в смысле их торможения, исключая такие наиболее элементарные, как простая реакция и оживление слуховых следов, в которых колебания оказались недостаточно определенными. Так, во время менструального процесса среднее время реакции выбора удлиняется, средняя же вариация увеличивается, скорость течения свободно возникающих ассоциаций, по-видимому, несколько замедляется, сосредоточение и умственная трудоспособность ослабляются, необыкновенно же их качественная сторона. В большинстве случаев эти процессы падают уже в самом начале или даже перед началом менструального периода и затем слабнут к его концу.

Из исследованных соматических изменений оказалось, что во время менструального периода кровяное давление понижается, а пульс замедляется.

Заслуживает внимания, что вышеуказанные изменения сердито-психической сферы в данном случае не объясняются болевыми раздражениями, так как требовательного параллелизма между теми и иными явлениями не имелось, быстрее всего эти изменения обязаны быть поставлены в связь

с внутренними раздражениями иного рода, сопровождающими менструальный процесс.

Далее, в литературе имеется веский ряд исследований, относящихся к воздействию тех или иных отправлений на сердито-психическую деятельность. В этом отношении необыкновенно великое число исследований посвящено деянью алкоголя.

При незначительном отравлении алкоголем происходило изменение длительности простой реакции, как показали исследования Kraepelin ‘ a и его воспитанников. Доказано также, что алкоголь обычно вначале убавляет, а затем увеличивает время реакции и тем больше, чем больше доза алкоголя, тогда как многие иные яды, такие как эфир, хлороформ, амилнитрит, в первое время увеличивают, а затем убавляют время реакции.

Что дотрагивается сочетательной деятельности, то под воздействием деянья алкоголя она замедляется, а умственная трудоспособность (на сложение) не только замедляется, но и страдает в качественном отношении.

Наконец, в литературе мы встречаемся с целым рядом исследований о психозах, необыкновенно о маниакально-депрессивном психозе, dememtia ргае-сох, прогрессивном параличе и paranoia chronica , которые, как надобно мыслить, основаны на автоинтоксикациях.

Как общий результат этих исследований следует признать, что при маниакально-депрессивном психозе в маниакальном его периоде наблюдаются чаще нормального заученные словесные, созвучные и рифмованные сочетания; в депрессивном же состоянии сочетания по характеру малюсенько отличаются от нормальных. В маниакальном периоде время сочетаний иногда уменьшено, иногда же не уменьшено, как можно было бы ждать a prion , а при депрессивном оно всегда замедляется .

Далее, при различных формах психозов с развитием слабоумия речь идет не только об общем замедлении сердито-психических процессов и о тех или иных изменениях сочетаний, но и о более или менее веском убавлении умственной трудоспособности и сосредоточении, исследуемых обычными приемами.

Подробности этих исследований не входят в задачи истинного труда. Увлекающиеся могут найти литературу предмета в нескольких работах, недавно вышедших из нашей лаборатории, необыкновенно в работе д-ра Павловской, д-ра Ильина, д-ра Владычко и Завадовского .

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.