ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ
Ниже приведем перечень типов тестовых заданий по логической структуре.
1. Фактологический вопрос по модели Что-кто-
где -когда?
В какой стране король Петр Большой учился корабельному делу:
— в Голландии;
— в Англии;
— в Германии-
*
2. Функциональный (целевой и причинный) во
прос по модели Для чего-зачем-почему?:
Для чего Петр поехал в Голландию?
— жениться,
— отдохнуть,
— учиться корабельному делу.
Данный пример указывает на ретроспективно-историческую целевую причинность и в этом смысле может считаться таким же фактологическим, как и предыдущий вопрос. Заданный в актуальном плане такой, вопрос дозволяет раскрыть понимание более глубоких функциональных связей вещей, чем простой фактологический вопрос, апеллирующий к обычной памяти. Пример:
Чему служит карбюратор в автомобиле?
— охлаждению двигателя,
— приготовлению горючей смеси,
— распределению зажигания.
3- Структурный вопрос по модели Из чего? (или из каких долей состоит?).
Базовый комплект персонального компьютера состоит из:
— процессор, оперативная память, дисковод, монитор, клавиатура;
— процессор, оперативная память, дисковод, монитор, клавиатура, принтер;
— процессор, оперативная память, дисковод, монитор, клавиатура, модем.
■ •
4. Концептуальный вопрос по модели Определи понятие. Пример:
Прямоугольник — это:
— четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны;
— многоугольник, у которого все углы прямые;
— четырехугольник, у которого все углы прямые.
t < t : 5. Концептуально-ассоциативный вопрос по модели Заполни пропуск. Пример:
Щелочь при соединении с … дает соль.
— с щелочью,
— с солью,
— с кислотой.
6. Концептуально-аналитический вопрос по моде
ли Проведи аналогию. Пример:
-
Человек так относится к классу млекопитающих, как крокодил относится к классу…
— земноводных,
— пресмыкающихся,
— динозавров.
С поддержкою аналогии производится транспозиция не только родовидовых отношений, но вообще любого типа отношений, Например, это может быть отношение родства:
Шурин так относится к Свояченице, как деверь относится к
— золовке, —- невестке,
— свекрови.
7. Задание по типу Продолжи ряд. Пример: Екатерина П, Александр I , Александр II … .
— Александр Ш,
— Николай I,
— Николай П.
8. Концептуально-семантическое задание установления смысловой эквивалентности или близости. Например, ниже -приводятся три политические позиции по аграрному вопросу в русской революции, надобно найти две эквивалентные по своим политическим последствиям:
1) Землю отнять у помещиков (если будут противиться, то насильственно) и поделить между крестьянами.
2) Землю отнять у помещиков и национализировать.
3) Землю отнять у помещиков и передать колхозам, во главе которых поставить присылаемых из областных и районных центров председателей.
Варианты ответов:
— эквивалентны 1 и 2;
— эквивалентны 1 и 3;
— эквивалентны 2 и 3.
9. Проблемно-операциональное задание Реши задачу. В условиях сообщаются такие данные, которые благодаря жестким и однозначным связям и законам в принципе дозволяют восстановить неведомое. Окончательно, это наиболее глубокий тип заданий, но, к раскаянию, в короткой форме он может быть использован лишь для тех областей знаний, которые характеризуются высокой ступенью формализации отношений между объектами (понятиями). Это математика, физика, химия.