Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Краткая история дефектологической диагностики

Краткая история дефектологической диагностики


Краткая история дефектологической диагностики

Система обучения детей с изъянами развития — это область педагогической практики, где психологическая диагностика имеет необыкновенно главное значение. Психодиагностика здесь является главной составной долею комплексного, проходящего с учетом различных профессионалов обследования, на основании результатов которого решается судьба ребенка.

Не дивно поэтому, что, когда грустно известным постановлением ЦК ВКП (б) в 1936 году было воспрещено применение тестов при обследовании детей в целях отбора в специальные школы, все же психологические диагностические методики фактически продолжали применяться, желая и в нестан-дартизированном виде: обойтись без них было невероятно. Развивающая система обучения детей с изъянами развития не может существовать без отбора и диагностики детей с отклонениями в развитии.

История дефектологической диагностики узко связана с зарождением интеллектуальных тестов. Здесь сформировались главные понятия, используемые при диагностике умственных способностей или уровня умственного развития. Такими понятиями являются умственный возраст и интеллектуальный коэффициент (см. 1.3).

Следует сказать, что определенные причины для отрицательного отношения к интеллектуальным тестам а 30-е годы были. Во многих случаях при обследовании детей, отстающих в учении в обычных школах, для того, чтобы определить, не являются ли они умственно отсталыми, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ (в частности, слабо адаптированные к нашим условиям тесты Бине—Симона) применялись в качестве единственного диагностического средства, а интеллектуальный коэффициент служил единственным показателем умственной отсталости. При этом чаще всего тесты применялись не профессионалами-психологами, а людьми, не имеющими необходимых знаний — учителями, администраторами, которые не могли отличать нарушения развития от так именуемой ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ, обусловленной фактическим дефицитом общения ребенка со взрослыми и вызывающей в особо тяжелых случаях ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Основной результат применения батареи интеллектуальных тестов — суммарный интеллектуальный показатель ( IQ ) — не дает достаточных данных для дифференциального диагноза- Он может свидетельствовать лишь о некотором отставании уровня умственного развития, но не дает оснований для установления природы отставания. Суммарный показатель может быть ниже среднего из-за трудностей в решении задач наглядно-действенного и наглядно-образного характера, а может быть следствием отставания в речевом развитии. Эти сложности отмечаются и исследователями в тех странах, где стандартизованные тесты широко применяются в целях психодиагностики нарушений развития, например в США (А. Анастази, 1982).

Очевидно, при психодиагностике нарушений развития необходимо пользоваться не суммарным показателем, а сравнивать результаты исполнения всех заданий, входящих в батарею тестов, то есть анализировать структуру профиля тестовых результатов. Следует отметить, что такой способ представления результатов психологического тестирования впервые был-предложен российским психиатром и психоло гом Г. И. Россолимо (1910). Осматриваемый в на стоящей главе подход (см. таблицу 2) также перед ставляет собой некоторый аналог профильного под хода, поскольку в нем используется сравнение показателей по различным психическим функциям.

Неквалифицированное применение тестов неминуемо водило к тому, что не принимались во внимание необыкновенности личности ребенка, условия и особеннос ти его развития, задания применялись неверно. Игнорировалась клиническая характеристика ребенка, т. е. состояние его здоровья во всех аспектах. В результате многие дети с нормальными возможностями психического развития оценивались как умственно отсталые и направлялись во вспомогательные школы. Число вспомогательных школ стало непомерно расти, а в некоторых регионах количество детей, диагностированных как умственно отсталые, достигало 8% от всей школьной популяции, что примерно в 3 раза превышает реальный показатель распространенности умотвенной отсталости.

Осознавая все это, психологи и иные профессионалы, принимавшие участие в диагностике и отборе детей в специальные ребяческие учреждения при шли к необходимости развернутого обоснования и закрепления в практике комплексного подхода к диагностике нарушений развития и отбора детей в специальные ребяческие учреждения. Опираясь на ряд положений Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и их сподвижников, используя наиболее передовые идеи иностранной дефектологии, отечественные профессионалы сформулировали главные принципы диагностики в целях отбора детей с изъянами развития: КОМ ПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к изучению ребенка с участием различных профессионалов — лекарей различных квалификаций, психолога, педагогов; системный и КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ выявляемых нарушений развития психической деятельности (в отличие от чисто количественного подхода, который реализуется при использовании стандартизированных тестов); учет возрастных необыкновенностей ребенка и условий его развития; выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей обследуемого.

В истиннее время комплексный междисциплинарный подход к диагностике закреплен в Положениях об отборе детей с нарушениями развития, которые разработаны применительно к каждому типу специальных дошкольных учреждений и школ.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.