Краткая история дефектологической диагностики
Система обучения детей с изъянами развития — это область педагогической практики, где психологическая диагностика имеет необыкновенно главное значение. Психодиагностика здесь является главной составной долею комплексного, проходящего с учетом различных профессионалов обследования, на основании результатов которого решается судьба ребенка.
Не дивно поэтому, что, когда грустно известным постановлением ЦК ВКП (б) в 1936 году было воспрещено применение тестов при обследовании детей в целях отбора в специальные школы, все же психологические диагностические методики фактически продолжали применяться, желая и в нестан-дартизированном виде: обойтись без них было невероятно. Развивающая система обучения детей с изъянами развития не может существовать без отбора и диагностики детей с отклонениями в развитии.
История дефектологической диагностики узко связана с зарождением интеллектуальных тестов. Здесь сформировались главные понятия, используемые при диагностике умственных способностей или уровня умственного развития. Такими понятиями являются умственный возраст и интеллектуальный коэффициент (см. 1.3).
Следует сказать, что определенные причины для отрицательного отношения к интеллектуальным тестам а 30-е годы были. Во многих случаях при обследовании детей, отстающих в учении в обычных школах, для того, чтобы определить, не являются ли они умственно отсталыми, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ (в частности, слабо адаптированные к нашим условиям тесты Бине—Симона) применялись в качестве единственного диагностического средства, а интеллектуальный коэффициент служил единственным показателем умственной отсталости. При этом чаще всего тесты применялись не профессионалами-психологами, а людьми, не имеющими необходимых знаний — учителями, администраторами, которые не могли отличать нарушения развития от так именуемой ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ, обусловленной фактическим дефицитом общения ребенка со взрослыми и вызывающей в особо тяжелых случаях ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Основной результат применения батареи интеллектуальных тестов — суммарный интеллектуальный показатель ( IQ ) — не дает достаточных данных для дифференциального диагноза- Он может свидетельствовать лишь о некотором отставании уровня умственного развития, но не дает оснований для установления природы отставания. Суммарный показатель может быть ниже среднего из-за трудностей в решении задач наглядно-действенного и наглядно-образного характера, а может быть следствием отставания в речевом развитии. Эти сложности отмечаются и исследователями в тех странах, где стандартизованные тесты широко применяются в целях психодиагностики нарушений развития, например в США (А. Анастази, 1982).
Очевидно, при психодиагностике нарушений развития необходимо пользоваться не суммарным показателем, а сравнивать результаты исполнения всех заданий, входящих в батарею тестов, то есть анализировать структуру профиля тестовых результатов. Следует отметить, что такой способ представления результатов психологического тестирования впервые был-предложен российским психиатром и психоло гом Г. И. Россолимо (1910). Осматриваемый в на стоящей главе подход (см. таблицу 2) также перед ставляет собой некоторый аналог профильного под хода, поскольку в нем используется сравнение показателей по различным психическим функциям.
Неквалифицированное применение тестов неминуемо водило к тому, что не принимались во внимание необыкновенности личности ребенка, условия и особеннос ти его развития, задания применялись неверно. Игнорировалась клиническая характеристика ребенка, т. е. состояние его здоровья во всех аспектах. В результате многие дети с нормальными возможностями психического развития оценивались как умственно отсталые и направлялись во вспомогательные школы. Число вспомогательных школ стало непомерно расти, а в некоторых регионах количество детей, диагностированных как умственно отсталые, достигало 8% от всей школьной популяции, что примерно в 3 раза превышает реальный показатель распространенности умотвенной отсталости.
Осознавая все это, психологи и иные профессионалы, принимавшие участие в диагностике и отборе детей в специальные ребяческие учреждения при шли к необходимости развернутого обоснования и закрепления в практике комплексного подхода к диагностике нарушений развития и отбора детей в специальные ребяческие учреждения. Опираясь на ряд положений Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и их сподвижников, используя наиболее передовые идеи иностранной дефектологии, отечественные профессионалы сформулировали главные принципы диагностики в целях отбора детей с изъянами развития: КОМ ПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к изучению ребенка с участием различных профессионалов — лекарей различных квалификаций, психолога, педагогов; системный и КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ выявляемых нарушений развития психической деятельности (в отличие от чисто количественного подхода, который реализуется при использовании стандартизированных тестов); учет возрастных необыкновенностей ребенка и условий его развития; выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей обследуемого.
В истиннее время комплексный междисциплинарный подход к диагностике закреплен в Положениях об отборе детей с нарушениями развития, которые разработаны применительно к каждому типу специальных дошкольных учреждений и школ.