Компьютерный пакет Готовность к школе
Проект Готовность к школе Н. И. Улановской основывается на общих представлениях возрастной и педагогической психологии о специфике изучаемого возраста и структуре учебной деятельности, с одной стороны, и на анализе существующей практики обучения в младшей школе и ее требований, с иной. Проведение тестовых процедур в форме фронтальной работы детей в классе под руководством взрослого дозволяет перейти от абстрактного измерения способностей к фиксации возможности их проявления в реальной учебной деятельности.
Компьютерный учебный демонстрационно-информационный и издательский центр (АО КУДИЦ) разработал компьютерную версию диагностического пакета Готовность к школе, что дозволяет давать УНИФИЦИРОВАННУЮ (стандартизированную) ОЦЕНКУ психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению и на основе пакета сравнить результаты подготовки к школе разных ребяческих дошкольных учреждений и уровня готовности в разных школах.
В связи с разработкой компьютерной версии пакета творцы принуждены были учесть два формальных ограничения. Во-первых, мы не использовали некоторых, на наш взгляд, необходимых диагностических процедур в силу принципиальной невозможности творенья их компьютерных версий (самих методик или процедур их обработки). Во-вторых, требование компактности (необходимость иметь возможность провести все диагностическое обследование за одну встречу с ребенком и при этом не слишком утомить его) заставило нас ограничить пакет минимальным комплектом методик. Однако мы попытались компенсировать эти ограничения умышленно разработанной процедурой проведения обследования. Поэтому требование жестко соблюдать все инструкции и наполнять по ходу диагностической работы все анкеты является необходимым для получения данных о социальной зрелости ребенка, отношении к взрослому как к учителю, о динамических характеристиках его работы, а также для проверки достоверности результатов, полученных с подмогою главных методик пакета.
Пакет включает компьютерные методики и специальные процедуры их проведения, которые в комплексе дозволяют охарактеризовать каждого ребенка и всю группу обследованных детей по следующим группам показателей:
1) личностное и социально-ролевое развитие: а — сформированность отношения к себе как к школьнику, б — сформированность отношения к взрослому как к учителю, в — преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов, г — критичность к своим способностям, знаниям, деяниям, д — ориентировка в окружающем мире, запас знаний, е — динамические характеристики поведения (импульсивность, заторможенность и т. д.).
2) развитие произвольности: а — умение самостоятельно исполнять последовательность деяний, б — умение действовать по заданному наглядному образчику, в — умение действовать по устной инструкции взрослого, г — умение подчинить свои деяния правилу.
3) интеллектуальное развитие: а — развитие об щего интеллекта, б — развитие пространственных представлений и образного мышления, в — умение ориентироваться на систему признаков, г — развитие ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ.
4) развитие отдельных психических процессов и учебных навыков: а — развитие речи, б — умение читать, считать, в — развитие тонких движений руки.
Выделенные показатели являются существенными не только для решения вопроса о готовности ребенка к школе, но и для комплексной оценки психического развития детей 6—8 лет. Поэтому использование этого пакета целесообразно в следующих ситуациях:
— в ситуации отбора детей шести лет для школьного обучения,
— при решении задачи разделения детей по классам (в зависимости от уровня подготовленности, актуального интеллектуального или речевого развития, социальной зрелости или любого иного представленного в перечне критерия, существенного для оптимальной организации учебного процесса в вашей школе),
— для выработки рекомендаций (и иных видов поддержки) учителю младших классов в работе с конкретным ребенком и классом в целом,
— для оценки динамики психического развития детей в процессе обучения в 1-м классе.
Для решения заключительней задачи предлагаемый набор методик необходимо провести дважды с достаточным временным промежутком (например, в начале и конце учебного года).
В пакет входят 3 блока программ:
1) Программы-материалы для психолога.
Программы-материалы — это, во-первых, шпаргалка для психолога, проводящего стандартную процедуру собеседования с детьми, поступающими в школу. В этот блок включены: а) вопросы для беседы-знакомства, б) задания для оценки речевого развития, в) задания для оценки умения ребенка читать и считать. Во-вторых, программы-материалы — это записная книга водящего (исполнителя), в которой он может фиксировать прямо по ходу собеседования правильность ответов ребенка, оценить его деяния. Для этого при проведении беседы достаточно зарегистрировать правильность ответа ребенка на каждый вопрос, а после завершения работы ребенка с каждой из методик пакета ответить на вопросы краткой анкеты, которая появится на экране. Задания этого блока дозволяют получить информацию не только о развитии речи и владении навыками счета и письма, но и оценить общую осведомленность ребенка, его критичность, социальную готовность к школе.
2) Программы-методики для ребенка.
Программы-методики предъявляют ребенку диагностические задания, регистрируют его деяния, расценивают их и хранят результаты для статистической обработки и качественного анализа.
В этот блок вошли следующие методики:
— Прогрессивные матрицы Равена (2 серии по 12 матриц) — для оценки общего интеллекта;
— Лабиринт — 10 заданий на оценку умения действовать по образчику, развитие наглядно-образного мышления и пространственных представлений, сформированность тонких движений кисти (по управлению особым устройством ввода данных в компьютер — мышкой), умение исполнять последовательность деяний по инструкции взрослого;
— Образец и управляло —6 заданий, дозволяющих оценить способность ребенка ориентироваться на систему условий задачи, а также подчинить свои деяния правилу;
— Оценка критичности — задание на исправ-
ление своей оплошности на материале методики Образец и управляло, задание направлено на оценку развития критичности, произвольности, а также отношения к взрослому как учителю;
— Беседа о школе дозволяет через идентификацию ребенка с одним из персонажей беседы выявить сформированность желания ребенка учиться, ступень его социальной готовности к школе, отношения к себе как к школьнику.
Фронтальное проведение компьютерных методик в взыскательном соответствии с инструкцией и заполнение водящим анкеты после каждой методической процедуры позволит также выявить сформированность учебного отношения к взрослому как к учителю, что является существенным компонентом общей психологической готовности к школе.
3) Программа обработки результатов для психолога.
Программы статистического анализа и представления результатов диагностики предназначены для использования их психологом при принятии решения о готовности ребенка к школьному обучению или распределении детей по классам, а также для выработки рекомендаций учителю по работе с конкретным ребенком. Они дозволяют получить картину психологического развития каждого ребенка, прошедшего обследование, по выделенным показателям, а также сводную картину достижений всех абитуриентов по отдельным показателям и их комплексную характеристику.
Конечно, использование компьютерного диагностического пакета Готовность к школе требует от исполнителя определенного профессионализма. Его под силу использовать только умышленно подготовленному школьному психологу. Главно оценить и зафиксировать, в рамках какой мотивации (игровой или учебной) ребенок демонстрирует великую ус пешность, понять по вопросам и способам исполнения тестовых заданий, в какой сфере (интеллектуальной, поведенческой или личностной) лежат основ ные проблемы ребенка, предположить и проверить, чем можно компенсировать возникающие при исполненьи заданий трудности.
Но необходимо иметь в виду, что сам запрос на определение готовности ребенка к школьному обучению сформулирован в педагогических терминах. Поэтому и рекомендации по приему в школу, индивидуальным необыкновенностям ребенка и их учету в процессе обучения также обязаны быть выданы педагогу в том виде, в котором он мог бы их использовать в учебном процессе. Это означает, что, протестировав ребенка и получив его психологический портрет, психолог обязан не просто проанализировать сильные и слабые стороны каждого ребенка, выделить психологические механизмы, дозволяющие или препятствующие получению высокого результата, но и перевести свои выводы на язык конкретных педагогических воздействий. Именно способность к такому переводу отличает квалифицированного школьного психолога от новичка в области психодиагностики и практической психологии.
Рассмотрим эту проблему на конкретном образце. Трое мальчиков не решили предложенных на уроке задач и получили двойки. Что с ними делать? Устроить дополнительное занятие? Задать побольше на дом? Вызвать родителей? Чтобы ответить на этот простой вопрос, нужно просто найти причину их неуспеха. А она, эта причина, может быть у всех безусловно различной. Вася интеллектуально великолепно развит, и когда слушает учителя, все схватывает на лету. Только вот в школе ему не нравится, скучно, и задачка, которую он блестяще решил бы в забаве, в школе на уроке кажется скучной, абстрактной, неинтересной, и поэтому он ее просто не делает. Вот и получается, что несформированность учебной мотивации превращает способного и развитого в интеллектуальном плане ребенка в двоечника.
Сереже все в школе занимательно, и задача ему вполне по плечу, но чтобы ее решить, нужно внимательно выслушать условие задачи, не пренебрегать, все правильно записать, посчитать, а вокруг так много отвлекающих моментов — и сосед по парте, и что-то там за окном.-. Несформированная произвольность поведения, а проще неспособность ребенка организовать все свое поведение на исполнение учебного задания легко может привести к тому, что интеллектуально развитый ребенок оказывается не в состоянии выполнить вроде бы простое упражнение.
Петя все внимательно выслушал, сосредоточился, и решить задачу ему очень хочется, но его речевое развитие таково, что переформулировать условие задачи в математическое выражение он просто не может. Явно, что уровень речевого и интеллектуального развития играет первостепенную роль в усвоении учебного содержания младшей школы. Вот и получается, что за одним и тем же результатом у каждого из мальчиков лежат безусловно различные психологические факторы (механизмы психической деятельности), поэтому и корректировать их нужно индивидуально. Но сначала главно понять причину неуспеха каждого. Именно на этот вопрос и может дать ответ школьный психолог, использующий диагностический пакет Готовность к школе.
Из приведенного образца явно, что только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы — личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Однако грамотное использование результатов диагностики может позволить получить и обратный, компенсаторный эффект. Так, вполне вероятно, что если сказать Васе, что идет соревнование, кто больше решит задач, или вписать условие задачи в контекст простенькой истории или басни, то мальчик блестяще справится с вроде бы недоступной задачей. А Сереже может быть достаточно и того, что учитель, рассказывая условие задачи, встанет с ним рядом или спросит, все ли он запомнил, попросит не отвлекаться, и задача будет решена. Наконец, Пете можно предложить на дощечке наглядную схему условия задачи или упростить формулировку. Высокое развитие произвольности может компенсировать неимение учебной мотивации, а ее наличие может компенсировать и слабую произвольность, и низкий уровень интеллектуальных способностей. Каждый педагог в своей практике сталкивался с детьми, у которых желание быть школьником, примерным воспитанником .подсобляло преодолеть трудности понимания нового материала, несформированную способность к управлению своим поведением, самоконтроль и даже интеллектуальное недоразвитие. Однако для получения такого компенсаторного эффекта нужно знать, каковы сильные стороны психологического портрета первоклассника, и уметь их использовать в процессе обучения. В веской ступени в решении этой задачи может помочь школьный психолог, обладающий диагностическими процедурами оценки готовности к школе.
Ключевые термины: готовность к школе, учебные навыки, прогностическая валидноеть психическая зрелость, учебная мотивация, зрительно-моторная, координация, наглядно-образное мышление, водящая деятельность, оперативные единицы деятельности, знаково-символическая функция, возрастные нормы, психологический возраст, унифицированная методика.