Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Компьютерный пакет Готовность к школе

Компьютерный пакет Готовность к школе


Компьютерный пакет Готовность к школе

Проект Готовность к школе Н. И. Улановской основывается на общих представлениях возрастной и педагогической психологии о специфике изучаемого возраста и структуре учебной деятельности, с одной стороны, и на анализе существующей практики обучения в младшей школе и ее требований, с иной. Проведение тестовых процедур в форме фронтальной работы детей в классе под руководством взрослого дозволяет перейти от абстрактного измерения способностей к фиксации возможности их проявления в реальной учебной деятельности.

Компьютерный учебный демонстрационно-информационный и издательский центр (АО КУДИЦ) разработал компьютерную версию диагностического пакета Готовность к школе, что дозволяет давать УНИФИЦИРОВАННУЮ (стандартизированную) ОЦЕНКУ психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению и на основе пакета сравнить результаты подготовки к школе разных ребяческих дошкольных учреждений и уровня готовности в разных школах.

В связи с разработкой компьютерной версии пакета творцы принуждены были учесть два формальных ограничения. Во-первых, мы не использовали некоторых, на наш взгляд, необходимых диагностических процедур в силу принципиальной невозможности творенья их компьютерных версий (самих методик или процедур их обработки). Во-вторых, требование компактности (необходимость иметь возможность провести все диагностическое обследование за одну встречу с ребенком и при этом не слишком утомить его) заставило нас ограничить пакет минимальным комплектом методик. Однако мы попытались компенсировать эти ограничения умышленно разработанной процедурой проведения обследования. Поэтому требование жестко соблюдать все инструкции и наполнять по ходу диагностической работы все анкеты является необходимым для получения данных о социальной зрелости ребенка, отношении к взрослому как к учителю, о динамических характеристиках его работы, а также для проверки достоверности результатов, полученных с подмогою главных методик пакета.

Пакет включает компьютерные методики и специальные процедуры их проведения, которые в комплексе дозволяют охарактеризовать каждого ребенка и всю группу обследованных детей по следующим группам показателей:

1)  личностное и социально-ролевое развитие: а — сформированность отношения к себе как к школьнику, б — сформированность отношения к взрослому как к учителю, в — преобладание познавательных, учебных, игровых или коммуникативных мотивов, г — критичность к своим способностям, знаниям, деяниям, д — ориентировка в окружающем мире, запас знаний, е — динамические характеристики поведения (импульсивность, заторможенность и т. д.).

2)  развитие произвольности: а — умение самостоятельно исполнять последовательность деяний, б — умение действовать по заданному наглядному образчику, в — умение действовать по устной инструкции взрослого, г — умение подчинить свои деяния правилу.

3)                 интеллектуальное развитие: а — развитие об щего интеллекта, б — развитие пространственных представлений и образного мышления, в — умение ориентироваться на систему признаков, г — развитие ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ.

4) развитие отдельных психических процессов и учебных навыков: а — развитие речи, б — умение читать, считать, в — развитие тонких движений руки.

Выделенные показатели являются существенными не только для решения вопроса о готовности ребенка к школе, но и для комплексной оценки психического развития детей 6—8 лет. Поэтому использование этого пакета целесообразно в следующих ситуациях:

—     в ситуации отбора детей шести лет для школьного обучения,

—     при решении задачи разделения детей по классам (в зависимости от уровня подготовленности, актуального интеллектуального или речевого развития, социальной зрелости или любого иного представленного в перечне критерия, существенного для оптимальной организации учебного процесса в вашей школе),

—     для выработки рекомендаций (и иных видов поддержки) учителю младших классов в работе с конкретным ребенком и классом в целом,

—     для оценки динамики психического развития детей в процессе обучения в 1-м классе.

Для решения заключительней задачи предлагаемый набор методик необходимо провести дважды с достаточным временным промежутком (например, в начале и конце учебного года).

В пакет входят 3 блока программ:

1) Программы-материалы для психолога.

Программы-материалы — это, во-первых, шпаргалка для психолога, проводящего стандартную процедуру собеседования с детьми, поступающими в школу. В этот блок включены: а) вопросы для беседы-знакомства, б) задания для оценки речевого развития, в) задания для оценки умения ребенка читать и считать. Во-вторых, программы-материалы — это записная книга водящего (исполнителя), в которой он может фиксировать прямо по ходу собеседования правильность ответов ребенка, оценить его деяния. Для этого при проведении беседы достаточно зарегистрировать правильность ответа ребенка на каждый вопрос, а после завершения работы ребенка с каждой из методик пакета ответить на вопросы краткой анкеты, которая появится на экране. Задания этого блока дозволяют получить информацию не только о развитии речи и владении навыками счета и письма, но и оценить общую осведомленность ребенка, его критичность, социальную готовность к школе.

2) Программы-методики для ребенка.

Программы-методики предъявляют ребенку диагностические задания, регистрируют его деяния, расценивают их и хранят результаты для статистической обработки и качественного анализа.

В этот блок вошли следующие методики:

—         Прогрессивные матрицы Равена (2 серии по 12 матриц) — для оценки общего интеллекта;

—         Лабиринт — 10 заданий на оценку умения действовать по образчику, развитие наглядно-образного мышления и пространственных представлений, сформированность тонких движений кисти (по управлению особым устройством ввода данных в компьютер — мышкой), умение исполнять последовательность деяний по инструкции взрослого;

—         Образец и управляло —6 заданий, дозволяющих оценить способность ребенка ориентироваться на систему условий задачи, а также подчинить свои деяния правилу;

—         Оценка критичности — задание на исправ-

ление своей оплошности на материале методики Образец и управляло, задание направлено на оценку развития критичности, произвольности, а также отношения к взрослому как учителю;

— Беседа о школе дозволяет через идентификацию ребенка с одним из персонажей беседы выявить сформированность желания ребенка учиться, ступень его социальной готовности к школе, отношения к себе как к школьнику.

Фронтальное проведение компьютерных методик в взыскательном соответствии с инструкцией и заполнение водящим анкеты после каждой методической процедуры позволит также выявить сформированность учебного отношения к взрослому как к учителю, что является существенным компонентом общей психологической готовности к школе.

3) Программа обработки результатов для психолога.

Программы статистического анализа и представления результатов диагностики предназначены для использования их психологом при принятии решения о готовности ребенка к школьному обучению или распределении детей по классам, а также для выработки рекомендаций учителю по работе с конкретным ребенком. Они дозволяют получить картину психологического развития каждого ребенка, прошедшего обследование, по выделенным показателям, а также сводную картину достижений всех абитуриентов по отдельным показателям и их комплексную характеристику.

Конечно, использование компьютерного диагностического пакета Готовность к школе требует от исполнителя определенного профессионализма. Его под силу использовать только умышленно подготовленному школьному психологу. Главно оценить и зафиксировать, в рамках какой мотивации (игровой или учебной) ребенок демонстрирует великую ус пешность, понять по вопросам и способам исполнения тестовых заданий, в какой сфере (интеллектуальной, поведенческой или личностной) лежат основ ные проблемы ребенка, предположить и проверить, чем можно компенсировать возникающие при исполненьи заданий трудности.

Но необходимо иметь в виду, что сам запрос на определение готовности ребенка к школьному обучению сформулирован в педагогических терминах. Поэтому и рекомендации по приему в школу, индивидуальным необыкновенностям ребенка и их учету в процессе обучения также обязаны быть выданы педагогу в том виде, в котором он мог бы их использовать в учебном процессе. Это означает, что, протестировав ребенка и получив его психологический портрет, психолог обязан не просто проанализировать сильные и слабые стороны каждого ребенка, выделить психологические механизмы, дозволяющие или препятствующие получению высокого результата, но и перевести свои выводы на язык конкретных педагогических воздействий. Именно способность к такому переводу отличает квалифицированного школьного психолога от новичка в области психодиагностики и практической психологии.

Рассмотрим эту проблему на конкретном образце. Трое мальчиков не решили предложенных на уроке задач и получили двойки. Что с ними делать? Устроить дополнительное занятие? Задать побольше на дом? Вызвать родителей? Чтобы ответить на этот простой вопрос, нужно просто найти причину их неуспеха. А она, эта причина, может быть у всех безусловно различной. Вася интеллектуально великолепно развит, и когда слушает учителя, все схватывает на лету. Только вот в школе ему не нравится, скучно, и задачка, которую он блестяще решил бы в забаве, в школе на уроке кажется скучной, абстрактной, неинтересной, и поэтому он ее просто не делает. Вот и получается, что несформированность учебной мотивации превращает способного и развитого в интеллектуальном плане ребенка в двоечника.

Сереже все в школе занимательно, и задача ему вполне по плечу, но чтобы ее решить, нужно внимательно выслушать условие задачи, не пренебрегать, все правильно записать, посчитать, а вокруг так много отвлекающих моментов — и сосед по парте, и что-то там за окном.-. Несформированная произвольность поведения, а проще неспособность ребенка организовать все свое поведение на исполнение учебного задания легко может привести к тому, что интеллектуально развитый ребенок оказывается не в состоянии выполнить вроде бы простое упражнение.

Петя все внимательно выслушал, сосредоточился, и решить задачу ему очень хочется, но его речевое развитие таково, что переформулировать условие задачи в математическое выражение он просто не может. Явно, что уровень речевого и интеллектуального развития играет первостепенную роль в усвоении учебного содержания младшей школы. Вот и получается, что за одним и тем же результатом у каждого из мальчиков лежат безусловно различные психологические факторы (механизмы психической деятельности), поэтому и корректировать их нужно индивидуально. Но сначала главно понять причину неуспеха каждого. Именно на этот вопрос и может дать ответ школьный психолог, использующий диагностический пакет Готовность к школе.

Из приведенного образца явно, что только полноценное развитие всех компонентов психологической готовности к школе может гарантировать успех в обучении. Недоразвитие любой сферы — личностной, интеллектуальной, социальной или поведенческой может привести к специфическим трудностям и общему неуспеху. Однако грамотное использование результатов диагностики может позволить получить и обратный, компенсаторный эффект. Так, вполне вероятно, что если сказать Васе, что идет соревнование, кто больше решит задач, или вписать условие задачи в контекст простенькой истории или басни, то мальчик блестяще справится с вроде бы недоступной задачей. А Сереже может быть достаточно и того, что учитель, рассказывая условие задачи, встанет с ним рядом или спросит, все ли он запомнил, попросит не отвлекаться, и задача будет решена. Наконец, Пете можно предложить на дощечке наглядную схему условия задачи или упростить формулировку. Высокое развитие произвольности может компенсировать неимение учебной мотивации, а ее наличие может компенсировать и слабую произвольность, и низкий уровень интеллектуальных способностей. Каждый педагог в своей практике сталкивался с детьми, у которых желание быть школьником, примерным воспитанником .подсобляло преодолеть трудности понимания нового материала, несформированную способность к управлению своим поведением, самоконтроль и даже интеллектуальное недоразвитие. Однако для получения такого компенсаторного эффекта нужно знать, каковы сильные стороны психологического портрета первоклассника, и уметь их использовать в процессе обучения. В веской ступени в решении этой задачи может помочь школьный психолог, обладающий диагностическими процедурами оценки готовности к школе.

Ключевые термины: готовность к школе, учебные навыки, прогностическая валидноеть психическая зрелость, учебная мотивация, зрительно-моторная, координация, наглядно-образное мышление, водящая деятельность, оперативные единицы деятельности, знаково-символическая функция, возрастные нормы, психологический возраст, унифицированная методика.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.