Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > Когнитивный подход

Когнитивный подход


Когнитивный подход

Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже и американским психологом Лоуренсом Колбергом.

Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Сообразно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в детстве и совершенствуется от года к году, покоряясь определенным закономерностям.

Жан Пиаже (1896—1980) родился в Швейцарии, детство провел в Женеве. В 10 лет написал и опубликовал первую научную работу о воробьях-альбиносах, за которыми он несколько лет наблюдал в парке. К 15 годам Жан приобрел столь прочную репутацию знатока моллюсков, что был приглашен (необыкновенный случай!) на работу в секцию моллюсков Женевского музея, а в 21 год ему была присвоена ученая ступень доктора природных наук. Позднее, во Франции, он принимал участие в тестировании французских детей на интеллект. Пиаже был настолько зачарован их ответами, неподражаемо ошибочными, что решил посвятить себя изучению проблем умственного развития детей. Доскональные записи о психическом и интеллектуальном развитии собственных детей — Жаклин, Люсьен и Лорен — легли в основу его научно-теоретических построений, составив эмпирическую базу многих его научных трудов. Более 50 лет он провел в собственном домике в Альпах, обобщая результаты своих наблюдений, и каждую осень опускался с гор, чтобы передать новые материалы для книг и статей. Умер Ж.Пиаже в Женевской клинике 16 сентября 1980 г.

Согласно концепции Пиаже, навыки мыслительной деятельности приобретаются природным образом — по мере того как происходит общее развитие ребяческого организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Веская часть активности детей приходится на забавы, которые ученый осматривал как непременный компонент их главной работы по исследованию окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Он считал, что такая форма обучения (по его терминологии, обучение в процессе деятельности) необходима для нормального умственного развития ребенка и удачного процесса его взросления. По Ж.Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 великих периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет; 2) дооператорный — от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления – от 7 до 11 лет; 4) период формальнологического, абстрактного мышления — от 11 — 12 до 18 лет и далее. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями.

Жан Пиаже сравнительно малюсенько исследовал проблемы социального и эмоционального развития, формирования личности, индивидуальных различий детей, а основным образом сосредоточился на разъясненьи умственного (интеллектуального) развития.

Новым и перспективным направлением в психологии развития является разработка проблем формирования так нарекаемого социального интеллекта, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действительности. Роберт Селман выделяет пять главных этапов развития социального интеллекта.

Нулевая, досоциальная стадия — когда ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не распознаёт внутренние, психологические и наружные, физические принципы поведения.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия дифференцировки наружного и внутреннего мира, когда идеи и чувства (свои и чужие) выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.

Вторая стадия согласования разных точек зрения, намерений, деяний. На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию иного человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.

Третья стадия развития социального интеллекта достигается с пониманием системы человеческих взаимодействий (10—12 лет).

Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.

Стадии развития социального интеллекта по Р.Селману

 

 

Высший уровень развития социального интеллекта не всегда связан с высшей стадией интеллектуального развития (по Ж. Пиаже), так как между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует требовательно однозначного соответствия.

Лоуренс Кольберг же наоборот увлекался нравственным развитием человека. Он распознавал три главных уровня развития высоконравственных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.

1.    Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Моральность или аморальность суждений основывается основным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание.

2.    Конвенциональный уровень развития высоконравственных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает некритично, как истину в заключительней инстанции, оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины.

3.    Постконвенциональный уровень развития высоконравственных суждений достигается не всеми людьми, но вероятен начиная с подросткового возраста. Это уровень выработки собственных высоконравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют, однако, общечеловеческую широту и универсальность (суждения о чести, правилах построения отношений между людьми и т.д.).

Однако в исследованиях Нэнси Ценней (1974) показано, что вторая (конвенциональная) стадия развития высоконравственных суждений недоступна для тех детей, у которых еще не стала складываться способность к гипотетико-дедуктивному мышлению, являющаяся, сообразно Ж.Пиаже, высшей стадией развития интеллекта.

Развитие ребяческой эмоциональности досконально изучалось в работах Генри Дюпона, который описал шесть стадий этого развития, из которых две заключительные стадии являются не возрастными, а избранными (элитарными).

1. Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального развития характеризуется слитностью ребяческих самоощущений (удовольствия или неудобства, боль). Ребенок до 3—4 лет именует наружные причины своего настроения: плохая погода, хворь, неименье чего-то привлекательного.

Стадии развития высоконравственных суждений по Л. Кольбергу

 

 

2.    Стадия собственных отношений начинается тогда, когда ребенок воспринимает себя как источник настроения и базисных эмоций — радости, печали, гнева, страха. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер собственных чувств, понять чувства иных.

3.    Межличностная стадия эмоционального развития связана с появлением способности к эмоциональной децентрации. Водящим фактором развития становится означаемая сверстниковая субкультура, равноправное сотрудничество детей, думающих и ощущающих по-различному. Эта стадия эмоционального развития может сосуществовать с предыдущей, каждая из которых обслуживает различные сферы общения ребенка.

4.    Психологическая стадия развития эмоций связана с появлением новых категорий мировосприятия, имеющих сильную эмоциональную окраску: смелость, правдивость, преданность, доброта, дружелюбие и др. Результаты стихийных психологических исследований себя и иных людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Наиболее распространенные варианты завершения психологической стадии эмоционального развития: 1) согласование (адаптация) собственных взоров с окружением; 2) негативизм (отрицание) системы ценностей окружающих.

5.   Стадия автономии достигается личиками (начиная с подросткового возраста), которые способны согласовывать мораль окружающей среды и свои добронравные нормы. Эмоционально-личностная автономность проявляется в умении отвечать за свою судьбу, умении преодолевать давление наружных обстоятельств, конструктивно разрешать внутренние и наружные противоречия.

6.   Высшая — интегративная стадия эмоционального развития отмечена ф о р м и р о в а н и е м чувства целостности, гармонии, сбалансированности мира. Эта стадия достигается не в каждом индивидуальном развитии.

Прогрессивное направление в современной когнитивной психологии представлено в работах Дж. Брунера. В своих работах (Психология познания, К теории обучения и др.) он ставит вопросы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому всякому ребенку из любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме. Правда, Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение водит за собой развитие. Ученый устремляется выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обусловливает изменением его места в системе социальных отношений – поступлением в школу, где ему предъявляют определенные и жесткие требования к познавательной деятельности. Вне школы, отмечает автор, интеллектуальное развитие прекращается после 10 лет. В своих экспериментальных психолого-педагогических исследованиях ученый выясняет роль вырабатываемых сообществом способов деяний (усилителей) в развитии ребяческого интеллекта, а также ставит задачу их творения и наиболее эффективного использования.

Дж. Брунер провел основательное сравнительное исследование интеллектуального развития детей в условиях разных культур и сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культуры сообщества, в котором ребенок живет. По сужденью Дж. Бру-нера, развитие предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений и способами познания одновременно — деянием, образом, символом. Эти виды представлений сохраняются и у взрослого человека, богатство интеллекта которого определяется наличием развитых представлений.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.