Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Интеллект

Интеллект


Интеллект

В параграфе 1.3, посвященном истории психодиагностики, читатели уже знакомились с зарождением и формированием тестологической концепции интеллекта. В данном параграфе более специальное внимание уделяется базовым теоретическим постулатам этого направления.

Основоположник факторной теории интеллекта Ч. Спирмен сформулировал следующие постулаты: 1) интеллект не зависит от прочих личностных черт человека, 2) интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. д.). При этом он считал фактор общей умственной энергии реально существующим, владеющим рядом гипотетических свойств, а именно количественной характеристикой, ступенью инерции энергии (скорость перехода от одного вида активности к иному), ступень колебания энергии (легкость ее возобновленья после работы). Позже он все же выделил 4 типа интеллектуальности: первый тип интеллекта характеризуется быстротой понимания нового, второй — полнотой познания, третий тип отличается здоровым смыслом, четвертый — оригинальностью решений.

Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты исполнения многих тестов, направленных на диагностику необыкновенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, узко связаны: как верховодило, личика, удачно исполняющие тесты на мышление, столь же удачно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. Ч. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:

1)   некий общий фактор, общая способность, а также

2)               фактор, специфический для данной деятельности. Соответственно при исполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого общей способности (ГЕНЕРАЛЬНОГО ФАКТОРА G ) и подходящей СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ( S -фактора). В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей —

членов сообщества. В сообществе способностей может царить анархия, тогда способности никак не связаны и не скоординированы друг с ином. Может главенствовать олигархия — успешность деятельности детерминируют несколько главных способностей. Наконец, в царстве способностей может верховодить монарх — генеральный фактор, которому подчинены S -факторы.

G -фактор определяется Спирменом как общая умственная энергия, которой в одинаковой мере наделены люди, но которая влияет на успех исполнения любой деятельности.

Исследования соотношений общих и специфических факторов при решении разных задач позволили Спирмену установить, что роль G -фактора максимальна при решении трудных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при исполнении сенсомоторных деяний. Заметим лишь то, что общий фактор воистину скрыт — латентен. Максимально проявляясь в деяньях, протекающих в умственном плане, он минимально влияет на непосредственное взаимодействие с объектами окружающей среды.

Из теории Ч. Спирмена вытекает ряд главных следствий. Во-первых, единственное, что соединяет успешность решения самых разных тестов, — это фактор общей умственной энергии. Во-вторых, корреляции результатов исполнения любой группой людей любых интеллектуальных тестов обязаны быть положительными. В-третьих, для тестирования фактора G превосходнее всего применять задачи на выявление абстрактных отношений.

Впоследствии многие творцы пытались интерпретировать G -фактор в традиционных психологических терминах. На роль общего фактора мог претендовать психический процесс, проявляющийся в любом виде психической активности: основными кандидатами были свойства внимания (догадка Сирила Барта) и, разумеется, мотивация. Г. Айзенк интерпретирует G -фактор как скорость переработки информации центральной сердитой системой (УМСТВЕННЫЙ ТЕМП). Он установил чрезвычайно высокие корреляции между IQ , определяемый по высокоскоростным тестам интеллекта (в частности, тестам самого Г. Айзенка), временными параметрами и вариабельностью вызванных потенциалов мозга, а также минимальным временем, которое необходимо

человеку для распознавания простого изображения (при тахистоскопическом предъявлении). Однако догадка скорости переработки информации мозгом не имеет пока серьезных нейрофизиологических доводов. Кроме того, тесты интеллекта, применяемые в такого рода исследованиях, — это тесты, включающие задания различного уровня трудности с закрытым ответом. Испытуемый обязан выбрать за предложенное время один правильный из множества ответов. Оценка эффективности определяется скоростью и правильностью исполнения задания.

Кроме тестов Г. Айзенка для измерения фактора G применяются и иные тесты, в частности Прогрессивные матрицы, предложенные Д. Равеном в 1936 году, а также тесты интеллекта Раймонда Кеттела.

Специальные способности бурно стали изучаться с появлением ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА. Как это уже отмечалось в 1.3, Л. Терстоун предложил метод сортировки тестов на основе матриц корреляций между всеми парами тестов, включенных в единичную батарею. Этот метод дозволяет выделить несколько самостоятельных латентных факторов, определяющих взаимосвязи результатов исполнения разных тестов.

Первоначально Л. Терстоун выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях воспроизводились 7:

V . Словесное понимание — тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, вербальное мышление, интерпретацию пословиц и т. д-

W . Речевая беглость — измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов определенной категории и т. д.

N. Числовой фактор — тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений-

S . Пространственный фактор — делится на два подфактора. Первый — определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (восприятие жестких геометрических фигур на плоскости). Второй — связан с мысленным манипулированием: зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память — измеряется тестами на механическое запоминание ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия: определяется по прыткому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Делит вербальный (восприятие клерка) и образный подфакторы.

I . Индуктивный фактор — тестируется заданиями на нахождение управляла и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Установлен наименее точно.

Факторы, обнаруженные Л. Терстоуном, как показали данные последующих исследований, оказались-зависимыми (неортогональными). Первичные умственные способности коррелируют друг с ином, что разговаривает в выгоду существования единичного " G -фактора.

Однако в многочисленных исследованиях раскрывались и раскрываются все новые и новые первичные умственные способности.

На основе многофакторной теории интеллекта и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. К числу наиболее распространенных относятся Батарея тестов общих способностей ( GABT ), Тест структуры интеллекта Амтхау-эра и ряд иных.

Дж. Гилфорд предложил модель структуры интеллекта SOI , систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей. Однако эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а несет все черты априорных моделей, поскольку основывается на тестовых теоретических попытках и выходит в своих прогнозах за пределы экспериментального материала. По своей имплицитной структуре модель является необихевиористской, основанной на схеме стимул — латентная операция — реакция. Место стимула в модели Дж. Гилфорда занимает содержание, операция — способность испытуемого, а реакция — результат применения операции к материалу. Факторы в модели самостоятельны. Таким образом, модель является трехмерной, желая отдельные измерения модели — классификационные шкалы названий. Под операцией Дж. Гилфорд разумеет умение испытуемого, точнее — психический процесс: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание.

Содержание определяется природой материала или информации, с которой производится операция: изображение, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях).

Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преображений и выводы.

Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Дж. Гилфорда 5-46 = 120 факторов.

В истинное время идентифицировано более 100 факторов, т. е. подобраны подходящие тесты для их диагностики. Концепция Дж. Гилфорда широко используется в США, неподражаемо в работе педагогов с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые дозволяют разумно планировать и устремлять его на развитие способностей. Модель Гилфорда апробирована в Иллинойсском университете при обучении 4—5-летних детей. Основным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение ДИВЕРГЕНТНОГО и КОНВЕРГЕНТНОГО мышления (см. ниже).

Предложенная Р. Кэттеллом модель может быть лишь условно отнесена к группе пространственных иерархических априорных моделей. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные (приватные) и факторы операции.

Два фактора Р. Кэттелл назвал СВЯЗАННЫМ интеллектом и СВОБОДНЫМ (или текучим) интеллектом. Фактор связанного интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации: с раннего детства до конца жизни.

Тем самым фактор связанного, или иначе кристаллизированного, интеллекта определяется мерой овладения культурой того сообщества, к которому принадлежит индивид.

Фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности. Фактор свободного интеллекта коррелирует с фактором связанного интеллекта, так как свободный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Р. Кэттелла, свободный интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон кожуры великих полушарий головного мозга, и проявляется он при решении перцептивных задач, когда от испытуемого требуется воспринять и найти отношение элементов. .

ПАРЦИАЛЬНЫЕ (приватные) факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон кожуры великих полушарий. Сам Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор — визуализации , который способствует манипулированию зрительными образами. Наименее светло понятие факторов-операций: Кэттелл интерпретирует их в качестве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач, т. е. как аналог S -факторов по Р. Спирмену, восходящих в структуру связанного интеллекта и включающих операции, нужные для исполнения новых тестовых заданий. Результаты исследований ИНВОЛЮЦИИ (обратного развития) познавательных способностей в онтогенезе на первый взгляд подходят модели Р. Кэттелла.

Действительно, к 50—60 годам у людей ухудшается способность к обучению, падает скорость переработки новой информации, убавляется объем кратковременной памяти и т. д. Между тем интеллектуальные профессиональные умения сохраняются до глубокой старости.

По воззренью многих творцов, фактор свободного интеллекта по Р. Кэттеллу тождествен фактору G Спирмена, а первичные факторы Л. Терстоуна подходят факторам-операциям модели Кэттелла.

Р. Кэттелл попытался сконструировать тест, свободный от воздействия культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале (Тест интеллекта, свободный от культуры, CFIT ). Тест был опубликован в 1958 году. Р. Кэттелл разработал три варианта этого теста:

1) для детей 4—8 лет и умственно отсталых взрослых;

2)       две параллельные формы (А и В) для детей 8— 12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; •

3)       две параллельные формы (А и В) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

В ИЕРАРХИЧЕСКИХ моделях факторы способности вмещаются на разных этажах иерархии, определяемых уровнем обобщенности фактора.

Типичной и наиболее известной в литературе является модель Ф. Вернона. На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два главных групповых фактора: вербально-образовательные способности (недалёкие к тому, что именуется словесно-логическим мышлением в терминах отечественной психологии) и практико-технические способности (недалёкие к наглядно-действенному мышлению). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т. д. и, наконец, в низу иерархического дерева вмещаются более приватные субфакторы.

При факторизации тестов, построенных по принципу иерархической модели, выделяется спирменов-ский G -фактор и его же 3 групповых: вербальный, пространственный и групповой. Можно привести еще ряд замечаний, но иерархическая модель получила широкое распространение благодаря тестам, в первую очередь тестам Д. Векслера, которые были созданы на ее основе (см. следующий раздел — 3.5).

Д. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный интеллект — его естественные психофизиологические возможности. Результаты же психогенетических исследований, проведенные на близнецах, свидетельствуют об обратном: предпочтительно обусловлены наследственностью оценки по вербаль ной доли шкалы Д. Векслера (субтесты Осведомленность, Словарный, Шифровка), а социальными факторами обусловлена успешность исполнения невербальных тестов (Недостающие детали, Последовательные картинки, Кубики Косса), а также субтеста Понятливость. Даже при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов в среднем повышается более означаемо, чем успешность решения вербальных (эффект обучения сильнее).

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.