Навигация > Главная > Возрастная и педагогическая психология > ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Знания об окружающем мире (о предметах и явлениях, их свойствах и взаимосвязи и т.д.) непрерывно включаются в деяния, делают их более абсолютными, осознанными, повышают уверенность человека в правильности исполненья определенной деятельности. В учебной деятельности, одним из структурных компонентов которой являются и учебные деяния, школьникам необходимо освоить разные способы деяния с учебным материалом (вычислять, измерять, решать задачи, грамотно писать, связно объяснять идеи творца своими словами и т.п.). Правильно реализованные структурные компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные деяния, контроль за усвоением, оценка ступени усвоения) стимулируют их умственную активность, приучают целенаправленно наблюдать, отыскивать в предметах, знаках, фигурах, словах общее и различное, делать выводы и обобщения. Иначе разговаривая, формируется умение как синтез знаний и навыков, как овладение человеком совокупностью операций, приводящих к удачному исполненью той или иной деятельности. Интеллектуальные (связанные с умственной деятельностью) умения обеспечивают детям удачное усвоение предметов, точное решение новых типов задач, овладение учением как деятельностью.

Интеллектуальные умения формируются на базе навыков умственной работы. Их наличие в учебной (и иных видах) деятельности снимает напряжение личности, расковывает ее, делает более трудоспособной (утомление наступает не так скоро, как при неимении навыков). Навыки, как знаменито, – автоматизированные компоненты сознательной деятельности.

Умения — это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее удачное исполнение деятельности. Круг умений, которыми обязан овладеть воспитанник, очень велик. Это и специфические, и обобщенные умения. На уроках математики формируются и проявляются такие специфические умения, как умение внимательно читать условие задачи, анализировать данные, преобразовывать условие и чертеж, удерживать вопрос задачи на протяжении всего решения, варьировать способы решения и др.; на уроках чтения -умение подобрать нужное слово для характеристики героя, ответить на вопрос о прочитанном, дать оценку литературному герою, разделить текст на доли и пр. В учебном процессе формируются и проявляются и обобщенные умения: умение планировать свою работу, многосторонне учитывать все условия задачи, разглядывать явления с разных точек зрения, выделять основную мысль, конспектировать материалы первоисточников, наблюдать, контролировать свою деятельность. Одна из главнейших задач школьного обучения — научить учащихся приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции — анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование, классификацию , систематизацию — и с их поддержкою получать продукты мыслительной деятельности — понятия, суждения, умозаключения. Овладение приемами мыслительной деятельности обеспечивает автоматизм (частичный) исполненья конкретных деяний в учебной деятельности.

На первых порах, при формировании умений, воспитанник шаг за шагом доказывает свои деяния, осознает все приемы, операции и теоретические положения, на которых они строятся, что проявляется в развернутости рассуждений. Этот этап необходим, и учитель, как верховодило, умышленно побуждает его развертывать рассуждения и операции, требует, чтобы он рассуждал, отвечал, почему так делает. Совершенствование умений приводит к тому, что на высшем уровне выпадают отдельные звенья рассуждений, умения приобретают свернутость, не все операции осознаются. При этом надобно распознавать свернутость за счет высокого уровня развития умений и за счет неумения теоретически обосновать свои деяния. Это всегда учитель может проверить, попросив развернуть рассуждение: рассказать о последовательности своих деяний. Показателем того, что умение сформировано на высшем уровне, является его сознательный перенос на решение новых задач. Если учащийся может дать определение понятия существительное через ближайший родовой и специфический видовой признаки, то это умение на высшем уровне обязано проявиться в правильном определении иных грамматических понятий и, что необыкновенно главно, в определении математических и иных понятий. Чем шире перенос, тем более высокий уровень умений проявляет школьник.

Для того чтобы выполнить какое-либо деянье, нужен предварительный учет очень многих условий (свойства материала и прибора, последовательность операций и др.), т.е. необходима предварительная ориентировка. Само деянье (его исправная часть) может быть очень простым, ориентировочная же его основа — трудной и развернутой. При формировании умений и навыков великое значение имеет то, какой тип ориентировочной основы деяния был использован учителем. Ориентировочная основа может быть по: 1) ступени полноты: неполной, полной, избыточной; 2) способу получения: даваться в готовом виде или выделяться самостоятельно детьми; 3) ступени обобщенности: конкретной или обобщенной. В связи с этим выделяется несколько типов ориентировочной основы, каждый из которых творит определенные условия для формирования умений и навыков.

Первый тип ориентировочной основы характеризуется тем, что ее состав неполный, ориентиры представлены в конкретном виде, обучающему показывают окончательный результат (что делать?) и образец (как делать?). Ориентиры выделяются учащимся маршрутом слепых проб, процесс формирования у него умений и навыков при такой ориентировочной основе идет медлительно и с великим количеством ошибок (путь проб и ошибок).

Второй тип ориентировочной основы характеризуется наличием всех условий, необходимых для исполненья деяний. Школьникам дается полная программа последовательности всех операций (алгоритм). Но эта программа предлагается в готовом виде и в конкретной форме, которая пригодна для ориентировки лишь в данном случае. Формирование деяния воспитанника при такой ориентировочной основе идет скоро и точно. Сформированное деянье более устойчиво, чем при первом типе. Однако перенос деяний за границы сходных конкретных условий не исполняется, что свидетельствует об неимении качественного сдвига в интеллектуальном развитии учащегося.

Третий тип ориентировочной основы способствует формированию полноценных умений и приводит к вескому сдвигу в умственном развитии ребенка. Третий тип ориентировочной основы характеризуется тем, что имеет полный состав: ориентиры представлены в обобщенном виде, отличительном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае школьник сочиняет ориентировочную основу самостоятельно при подмоги общего метода, который ему дается. Деянье вырабатывается скоро и точно, очень устойчиво и владеет широтой переноса. Такой перенос становится вероятным благодаря умению наметить полную ориентировочную основу для любого нового задания — умению проанализировать внутреннюю структуру нового объекта (а не маршрутом проб и эмпирического подбора). Чем шире и точнее перенос освоенных деяний у человека, тем большему он выучился, тем плодотворнее результаты его умения, тем эффективнее они подсобляют ему в его деятельности. Кроме типа ориентировочной основы, великое значение имеет характер упражнений при выработке умений и навыков.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.