Экологический подход
В 70-е гг. возникает новое направление, представителями которого являются американские психологи Ю.Бронфенбреннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл и др., предложившие новый подход к изучению необыкновенностей развития психики ребенка. Главные положения этого подхода изложены в работах Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по изучению психического развития в реальных жизненных условиях ребенка (Экология развития). К наиболее означаемым с экологической точки зрения показателям относятся дом, семья, класс, транспорт, исполняемые ребенком социальные роли (дочери, сестры, воспитанницы и т.д.). По воззренью творца, в исследовании обязаны быть представлены четыре сферы: семейная, социальная, культурная и историческая (обстановка, в которой растет то или иноепоколение).
Наибольшее распространение экологическое направление работ в американской психологии получило в 80-е гг. Экологический подход начинает использоваться при изучении психики не только ребенка, но и взрослого. Можно отметить, что переход американской психологии к исследованиям условий развития ребенка по сопоставленью с бихевиористическими и необихевиористи-ческими установками и методами — шаг вперед. Но есть существенные недостатки экологического подхода. Использование только природного эксперимента и отрицание преобразующего как воспитывающего, так и обучающего эксперимента (главного вида в отечественной психологии) делает исследователя пассивным и дозволяет только обрисовывать, констатировать те или иные необыкновенности психики.