Достоверность теста
Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, желая требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста оборонять информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Неподражаемо, остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые дозволяют больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются основным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более прямодушно, либо выполнить иной тест. Многие более специфичные ловушки, направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент ноу-хау (инфор мационного изобретения) и профессиональной сокровенны, делимой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.
Достоверность тестирования узко связана со ступенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно распознавать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е. иных лиц, и эти иные больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.
Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности неподражаемо актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях напрасно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.
Вопросы достоверности и стандартизации узко связаны между собой. Очень часто даже беспристрастные тесты достижений, если они проходили стандартизацию на добровольцах (в ситуации консультации), обязаны быть рестандартизированы для того, чтобы их использовали в аттестационной ситуации.
В заключение данной главы подчеркнем, что измерение психометрических характеристик теста, окончательно, является прежде всего повинностью разра ботчиков тестов. Но квалифицированный школьный психолог-методист с полным курсом университетского образования обязан по своей подготовке уметь самостоятельно провести простейший психометрический эксперимент и пересчитать тестовые нормы, а также психометрические индексы надежности и валиднос-ти теста на своей собственной выборке (в своем регионе, владеющем определенной национально-культурной и социальной спецификой). Без этой проверки никто не может гарантировать, что тест действительно работает в данных условиях.
На сегодня сходственная психометрическая работа с тестами облегчается, так как от массы рутинных вычислений профессионала освобождает компьютер. Научная фирма Гуманитарные технологии (МГУ) распространяет с 1993 года специализированный пакет программ ТЕСТАН (разработчик — А. Г. Шмелев) для психометрического АНализа ТЕСТов. Задача пользователя такой программы — не расходовать время на вычисления, а только содержательно разбираться в том, что значит тот или иной коэф-фициент.
О перспективах метода тестов в связи с компьютеризацией школы предстоит особый разговор в параграфе 2.6.
Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста, ошибка измерения, ретестовая надежность, валидность теста, критерий валид-ности, прогностическая валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, линейная стандартизация, конверсионная таблица, репрезентативность тестовых норм, рестандартизация, критериальные нормы, достоверность теста, мо-тивационные искажения, шкалы лжи, социальная желательность, ситуация клиента, ситуация экспертизы.