Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Диагностика в лрофконсультации

Диагностика в лрофконсультации


Диагностика в лрофконсультации

В профконсультации могут применяться как высокоформализованные, так и малоформализован-’ ные методы диагностики. Для изучения профессиональных намерений используются разнородные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у учащегося предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (учебные заведения, конкретные предприятия и т. д.) имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся главные и т. д. Можно полагать, что профессиональные намерения серьезны, если учащиеся отвечают на вопросы о содержании труда, привлекательных гранях профессии, режиме и условиях работы и т. д.

На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений учащихся, психолог строит последующую индивидуальную работу с ним.

Важно выявить интересы и склонности учащихся к определенным видам деятельности, профессиям. Как управляло, школьники с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс, результат. Основным показателем интересов и склонностей является стремление к долгому и систематическому занятию определенным видом деятельности. Поэтому уже простые наблюдения за школьной и внешкольной деятельностью учащегося, беседы о предпочитаемых видах деятельности с ним, его родными и учителями дают основания судить о выраженности, глубине и устойчивости интересов учащегося и его склонностях. Среди диагностических приемов можно назвать два наиболее известных опросника: Ориентировочно-Диагностическая Анкета ИНтересов ОДАИ) (Профконсультационная…, 1980), и Дифференциально-Диагностический Опросник ДДО Е. А. Климова (Е. А. Климов, 1990). Часто информацию об интересах и склонностях учащихся можно получить маршрутом анализа библиотечных формуляров, изучения предпочитаемых учащимся книг, газет, журналов.

Вообще тест-опросники и анкеты интересов сами по себе просты в проведении и могут проводиться учителями в классе, но вот обсуждение их результатов со школьниками — дело тонкое, и его лучше всего доверить школьному психологу.

Для диагностики способностей (в частности, специальных, обеспечивающих удачное овладение конкретными видами деятельности) применяются разнородные приемы: наблюдение, природный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие профессионалов-знатоков. Способности не существуют в статике, они динамичны, находятся в процессе развития, следовательно, любое диагностическое испытание констатирует срез, момент развития, не дает оснований строить долговременный прогноз. Любые изменения в условиях жизни и деятельности субъекта, его мотивации могут повлечь изменения в развитии способностей. Хорошо знаменита пластичность способностей, их компенсаторные возможности, дозволяющие достигать высоких результатов за счет организации их в индивидуализированные структуры. Поэтому необходимо соблюдать великую осмотрительность при интерпретации данных по измерению способностей. Недопустимо только на основании этих данных давать однозначные рекомендации по выбору профессии. Более того, часто ориентировка на интересы и склонности учащихся даже при неимении сформированных способностей к определенному виду труда является более оправданной, поскольку маршрутом самовоспитания, тренировок можно существенно продвинуть их формирование.

Одним из признаков способностей является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Например, удачное обучение по определенным дисциплинам — одно из свидетельств наличия способностей к ним. Так, можно выделить наличие гуманитарных (при успехах в таких предметах, как история, литература), природно-научных (биология, география) и физико-математических (математика, черчение, физика) способностей. Чтобы выявить ступень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта (некоторые из них осмотрены в разделе 3.5, посвященном диагностике умственного развития). Так, например, тест Р. Ам-тхауэра дозволяет получить тестовый профиль испытуемого по трем параметрам: по выраженности гуманитарных, математических и технических способностей. ШТУР подсобляет определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, природно-научных и физико-математических.

Когда область предпочитаемых учащимся профессий намечена, могут использоваться многие тесты специальных способностей для углубленного изучения индивидуально-психологических необыкновенностей школьника (сенсорные, моторные, технические и др.).

Для удачного проведения профконсультации необходимо проведение диагностики индивидуально-психологических необыкновенностей учащихся.

Любая работа требует определенной скорости, темпа ее исполненья, умения переключаться с одного типа заданий на иной, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т. д. Более того, в некоторых профессиях требования к определенным динамическим характеристикам психики выступают на первый план и творят ограничения для формирования профпригодности у лиц, психофизиологические необыкновенности которых не подходят требованиям профессии. Как управляло, круг таких профессий невелик, но в них необходимо проходить специальный профессиональный отбор.

В основе формально-динамических необыкновенностей психики лежат некоторые врожденные необыкновенности, наиболее выученными из которых благодаря трудам Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и иных ученых на нынешний день являются главные СВОЙСТВА СЕРДИТОЙ СИСТЕМЫ (СНС). Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов. Условно взаимосвязи этих свойств с профессиональными требованиями наиболее выучена роль силы, уравновешенности, лабильности-инертности. Эти свойства зависят от генотипа (наследственности) и остаются практически неизменными в течение всей жизни человека.

Для диагностики свойств сердитой системы могут использоваться как аппаратурные, так и бланковые методики. Однако профконсультанту проще исполь-

зовать заключительные. Для этих целей можно пользоваться, в частности, методиками, разработанными в Психологическом институте РАО (Методики…, 1992). Новые возможности сулит компьютерно-игровой подход к диагностике СНС (Шмелев, Бурмистров, 1982). Для того, чтобы лучше понять место и роль методов психодиагностики в проведении профконсуль-тации, осмотрим конкретные образцы ее проведения в зависимости от проблемы, с которой обращается оптант.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.