Навигация > Главная > Основы психодиагностики > Диагностика учебных достижений

Диагностика учебных достижений


Диагностика учебных достижений

Для диагностики успешности обучения в школе разрабатываются специальные методы, которые различными творцами именуются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под заключительными могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов либо малоформализованные диагностические средства, которые может использовать учитель, такие как наблюдение, беседа и др.). Как отмечает американский психолог А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин и являются более беспристрастным показателем обученности школьника, чем отметка. Заключительная зачастую становится не только оценкой знаний учащегося, но и прибором воздействия на него, может выражать отношение учителя к ступени его дисциплинированности, организованности, необыкновенностям поведения и т. д. Тесты достижений лишены этих изъянов, разумеется при условии грамотного их составлении и применения.

Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их подмогою изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками учебным материалом, например, разделом математики стереометрия или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) воздействие обучения также будет сказываться, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Поэтому при диагностике способностей трудно найти однозначное изъяснение высокой или низкой ступени их развитости у школьника. Во-вторых, различие между тестами определяется целями их применения. Тесты способностей направлены основным образом на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и претендуют на прогнозирование выбора для индивида наиболее подходящей профессии или профиля обучения. Тесты же достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, необыкновенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т. д., то есть диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Желая нельзя отрицать того факта, что тесты достижений также могут в определенной ступени предвещать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или низкий уровень овладения знаниями не может неотразиться на последующем процессе обучения. Указывая на разницу в обговариваемых типах тестов, А. Анастази отмечает, что она наиболее выпукло выступает при оценке их валидности: Наихороший способ оценить тесты способностей — это осуществить прогностическую критериально-ориентированную вали-дизацию, тогда как тесты достижений в главном оцениваются в терминах валидности по содержанию (А. Анастази, 1982, т.2, с. 37).

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта. Заключительные направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные деянья, такие как аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и иного типа. Например, тест достижений на материале истории определенного периода может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

Вторая мировая война началась в ……………………………………………….. году.

а ) 1945

б ) 1941

в ) 1939

г ) 1935

22 июня 1941 года фашисты напали на ………

а) Польшу

б) Советский Союз

в) Францию

г) Венгрию.

В тесте же умственного развития вопросы с использованием понятий из истории будут иметь следующий вид:

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надобно найти и подчеркнуть.

а) товар б) город в) ярмарка г) естественное хозяйство д) деньги

а) рабовладелец б) раб в) крестьянин г) рабочий д) ремесленник,

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Усердный воспитанник, владеющий превосходной памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях большинства тестов достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, выискать существенные признаки и т. д., то задания теста интеллекта могут вызвать веские затруднения (поскольку для их исполнения одной превосходной памяти недостаточно). Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

[ Примечание редактора. В разделе 3.7 даются образцы того, как избежать буквальной зависимости успешности в тестах достижений от уровня развития механической памяти и основанного на ней поверхностно-ассоциативного мышления, как разрабатывать задания, требующие обнаружить понимание внутрипредметной логики, т. е. концептуальное освоение материала.]

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, в психологии разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требующихся школьнику на различных этапах обучения, таких как некоторые общие принципы решения математических задач, анализа литературных текстов и др. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями. И, наконец, существуют тесты, направленные на оценку воздействия обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т. д. Эти тесты в наивеличайшей ступени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с заключительными. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным соучастником формулирования отдельных заданий обязан стать учитель. Психолог же обязан обеспечить соблюдение всех формальных процедур, требуемых для творенья надежного и валидного прибора, с подмогою которого можно было бы исполнять диагностику и проводить сравненья по исследуемым качествам отдельных учащихся или их групп (классов, школ, регионов и т. д.)- То есть психолог обязан выполнить роль методисту-тестолога.

Отдельные тесты достижений можно соединять в батареи, что дозволяет получать профили показателей успешности обучения по различным школьным предметам. Как управляло, тестовые батареи предназначены для различных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сравнивать друг с приятелем для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые дозволяют получать такие данные. Это, например, тесты главных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.

Рассмотрим в качестве образца Стэнфордский тест достижений ( SAT ), короткое описание которого приведено в книге А. Анастази (А. Анастази, 1982 г., т.2, с.42—43). Разработанный в 1923 г., он часто перерабатывался, и заключительный вариант появился в 1973 г. Проведение всей батареи занимает 4—5 часов и исполняется в несколько приемов- Некоторые блоки батареи могут использоваться самостоятельно, для оценки эффективности обучения по отдельным дисциплинам. Вот, например, какие субтесты входят в батарею SAT , предназначенную .для детей 5 и 6-х классов (с середины 5-го до окончания 6-го):

1.         Словарь: изучает словарный запас с подмогою устного предъявления незавершенных предложений с просьбой к ребенку выбрать наиболее подходящее слово. Например, Человек, который великую часть медли находится в плохом настроении, величается: а) отшельник б) актер в) брюзга д) учащийся.

2.         Понимание прочитанного: ребенка просят прочитать отрывок прозы или стихотворения и к каждому задают серию вопросов. Для того, чтобы дать правильные ответы, учащийся обязан уметь выделить основную мысль отрывка, ключевые моменты текста, разуметь его тайный смысл, уметь делать выводы из прочитанного.

3.         Навыки анализа слов: воспитанник обязан произнести зрительно предъявляемые ему отдельные буквы и их сочетания, составить слова из слогов.

4.                  Математические понятия: изучает понимание математических терминов и систем обозначений и деяний, например, дробей, множеств, процентов и т. д.

5. Математические вычисления: включает оцен
ку умений действовать с числами (буквенные обозначения не используются).

6.            Применение математики: содержит типичные арифметические задачи, задания на измерения и составление графиков и др.

7.            Грамотность: нахождение ошибочно написанных слов.

8.            Язык: требуется правильно использовать прописные буквы, формы глаголов и местоимений, верно строить предложения, соблюдать верховодила пунктуации и т. д.

9.            Социальные науки: требуется исполненье заданий на основе знаний из области истории, экономики, политики, социологии и др.

 

10.          Природные науки: задания выявляют знания некоторых методов и терминов из области физики и биологии.

11.          Понимание прослушанного: требуется прослушать текст и ответить на ряд вопросов.

В 1973 году SAT был стандартизован на национальной выборке школьников с 1-го по 9-й классы.

Следует отметить, что в США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев народонаселенья).

Что дотрагивается дошкольников, то наиболее актуальной задачей является определение готовности ребенка к обучению в школе. Здесь также широко могут использоваться тесты достижений (о иных тестах, используемых в диагностике готовности к школе, см. 3.2). Широкую знаменитость в США приобрела батарея, которая величается национальным тестом готовности ( MRT ). С его подмогою диагностируется уровень овладения некоторыми главными для последующего обучения понятиями (языковыми и количественными), такими как умение выделять различные звуки, выискать последовательность событий (в картинках). В иных тестах диагностируется уровень осведомленности ребенка в окружающем мире, овладение языком и основами математических понятий, понимание на слух.

При составлении заданий теста достижений следует соблюдать ряд верховодил, которые дозволяют создать надежный, сбалансированный инструмент оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами (см. 3.7).

Ключевые термины: умственное развитие, тесты интеллекта, тесты достижений, социально-психологический норматив, качественный анализ, компьютерные тесты, осведомленность, аналогии, обобщение, классификация, числовые ряды.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.