7. Мотив и высшие потребности
Выше мы уже отметили, что акту принятия решения предшествует процесс мышления, которому надлежит уяснить, какое поведение является более целесообразным для субъекта. Для того, чтобы за этим последовал настоящий акт решения, нужно все еще нечто, ибо то, что в данных условиях является беспристрастно целесообразным, еще не имеет притягательной силы, представляя собой холодное, индифферентное суждение, от которого не исходит импульс активности. Для того, чтобы это произошло и субъект принял решение осуществить именно эту активность, необходимо вмешательство нового фактора. Как отмечалось выше, этим новым фактором является мотив.
Возникает вопрос о том, на что опирается мотив, подходящим образом модифицируя поведение. Данный вопрос принуждает нас обратиться к рассмотрению потребностей Я. Дело в том, что в случае воли субъектом деятельности переживается Я. Но, как мы убедились, Я выходит за пределы момента, являясь носителем таких потребностей, ни одна из которых не предопределяется приватной ситуацией или моментом. В этом смысле Я имеет как бы отвлеченные потребности, остающиеся в силе в любой возможный частный момент. Что это за потребности?
Правда, всякая витальная потребность связана с вполне определенной, конкретной ситуацией, являясь нуждою определенного момента. Например, испытывать голод можно только в отдельный момент, голода вообще не существует. Но, невзирая на это, он также входит в круг отвлеченных потребностей Я. Дело в том, что когда у человека, находящегося в определенной ситуации, возникает некая потребность, например — голод, то, начиная беспокоиться об удовлетворении этой потребности, он не водит себя так, словно данная потребность ограничена рамками только этого момента — съедает не все, что у него есть, а учитывая, что он проголодается и в будущем, удовлетворяет свою теперешнюю потребность исходя из этого.
Таким образом, сегодня он обращается со своей витальной нуждою как нуждою, представляющей собой потребность Я вообще и потому могущей возникнуть и в будущем. Или же еще: он съедает не все, что может удовлетворить эту потребность (например, сырое мясо или лакомую, но вредную для его здоровья еду), а только то, что ему не может нанести вред. Данные образцы со всей очевидностью
свидетельствуют о том, что человек даже при удовлетворении витальной потребности руководствуется не импульсом момента, а общими нуждами своего Я.
Но то, что было сказано о голоде, можно сказать и о иных витальных нуждах, то есть для культурного человека даже витальная потребность не может считаться нуждою истинного медли и нуждою момента.
Совсем иное дело, разумеется, животное, дикарь, а также ребенок. Они удовлетворяют быстрее потребности момента, иные потребности для них не существуют.
Однако у человека имеются и иные потребности, не имеющие непосредственно ничего общего с витальными нуждами. Эти потребности называются высшими нуждами — интеллектуальные, нравственные и эстетические потребности. У человека есть идея истины, идея блага и идея великолепного, и все, что он видит и делает, созерцается через призму этих идей. В своем ежедневном поведении он устремляется удовлетворить не только те потребности, на удовлетворение которых непосредственно направлена его деятельность, но и высшие потребности. Таким образом, и его низшие, витальные потребности узко увязываются с высшими: наш голод – это не только просто голод как таковой, поскольку процесс его удовлетворения обязан считаться и с нашими высшими нуждами. Еда кажется нам лакомее, когда она отвечает и нашим эстетическим запросам, когда ее подают на благовидно сервированном столе и в прекрасной посуде, а не в эстетически непривлекательных условиях. Подобное можно сказать и об остальных витальных нуждах. Любовь, например, из простого полового желания возвышается до высокого порядочного и эстетического переживания.
Таким образом, человеку свойственно увязывать любую свою потребность, возникающую в определенный момент и в определенных условиях, с постоянными, высшими, неминуемыми нуждами своего Я, беспокоясь об удовлетворении потребностей момента исходя из этого.