4. Классификация Штумфа
Мнение о том, что содержание психической жизни человека проявляется в виде трех разновидностей психических явлений — чувств, ощущений и воли, представляет собой лишь одну точку зрения, не являющуюся единственной. Против, анализ нашего сознания, проводимый на основе исследований современной экспе-
риментальной психологии, подтверждает не только возможность, но иногда и гораздо великую плодотворность классификации с иных аспектов. Наиболее явные и примечательные необыкновенности психической действительности оказываются как раз за пределами данного подхода. Поэтому для их учета необходимо осмотреть содержание нашего сознания и в ином аспекте.
Интересная попытка классификации психических переживаний с особой точки зрения предпринята Штумфом. По его сужденью, всю сферу психических фактов можно разделить на четыре различные группы, первую из которых сочиняют явления, вторую — психические функции, третью — соотношения, а четвертую — образования психических функций.
Под явлениями Штумф подразумевает ощущения, включая пространственные и временные формы, и переживания боли и удовольствия, но эти заключительные не только как таковые, а вместе с их представлениями, то есть репродукцией. Зато психическими функциями он считал данность явлений и их соотношений, соединенье их в комплексы; к психическим функциям им отнесены также образование понятий, радость и горе, любовь и нелюбовь, приятие и отвергание, усвоение и оценка. Сообразно Штумфу, между этими двумя группами психических переживаний нет ничего общего ни логически, ни фактически; они представляют собой абсолютно самостоятельные группы. В третью группу, как отмечалось, входят так именуемые соотношения, то есть тождество, сходство и различие. И, наконец, четвертую группу сочиняют образования психических функций, то есть формы (очертания), понятия, ценности и цели.
Данная классификация Штумфа вызвала оживленный интерес, направив внимание исследователей необыкновенно на вопрос явлений и функций. В этом отношении значимость этой классификации бесспорна. Однако поскольку Штумф не считает в сущности явления — ощущения, чувства и их репродуктивные образы, то есть представления — психическими, постольку его классификация неприемлема. Психология изначально с особым вниманием исследовала именно эти процессы и немало преуспела в этом.
Зато бесспорно, что наше сознание не исчерпывается только содержаниями (ощущения, представления и пр.), а содержит также и функции, или, как разговаривают теперь, акты, например мышление. В этом смысле классификация Штумфа безусловно заслуживает внимания.