Навигация > Главная > Основы психодиагностики > 4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИТипы профконсультаций

4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИТипы профконсультаций


4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Типы профконсультаций

Основы научного подхода к профессиональной ориентации начали складываться с середины прошлого века. Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфактор-ная теория профориентации Ф. Парсонса (1908). Основная идея состояла в выделении трех факторов, или фаз, профориентационной работы: первая включает изучение психических и личностных особенноетей кандидата на профессию (психодиагностическая фаза), вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах (ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ фаза), третья подразумевает сопоставленье этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое базируется на основе установления соответствия необыкновенностей человека требованиям профессии (фаза принятия решения). Этот тип консультации может быть отнесен к разряду ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ профконсультации.

В такого рода. исследованиях и практических разработках индивидуальные необыкновенности человека характеризовались, исходя из требований профессии: владеет ли человек тем мышлением, которое нужно в данной профессии, тем вниманием и памятью, моторикой и скоростью реакций- То есть отношение человек-профессия анализировались только в направлении от профессии к человеку, на этом строились отбор и профессиональная подготовка. Понятия и термины, которые описывали бы индивидуальные необыкновенности, как естественные, так и приобретенные человеком до вступления в данную профессию и самостоятельно от нее, репутациею не пользовались.

Итак, выбор профессии длинное время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными способностями. Такой подход стали нарекать * диагностическим и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации (Е. М. Борисова, Г. П. Логинова, 1991; К. М. Гуревич, 1970 и др.).

[ Примечание научного редактора: автор правосудно берет термин диагностический в данном контексте в кавычки, так как даже в довоенной западной профориентационной практике, кроме анализа способностей, широко использовался анализ струк-

туры профессиональных интересов, например, с подмогою такого сверхпопулярного в этой области опросника, каким являлся Опросник Профессиональных Интересов Стронга, что разговаривало о явном или неявном стремлении западных тестологов к учету не только требований профессии к человеку, но и моти-вационных ожиданий и требований человека к профессии. В более общем виде профориентационное решение можно представить как сопоставленье профиля образцового исполнителя и реального профиля оптанта по двум подмножествам показателей — СПОСОБНОСТЯМ (через них выражаются требования профессии к человеку) и МОТИВАЦИОННЫМ ЧЕРТАМ, или интересам (через них выражаются требования человека к профессии). Эти профили схематично представлены на рис. 7:

Соответствие по одному из этих подмножеств может нередко сочетаться с неимением соответствия по иному подмножеству, что порождает абсолютно разные стратегии профконсультирования, которые и описываются творцом в данном параграфе. В явном виде структура данных, делящая способности и мотивационные черты при выборе профессии, смоделирована, например, в компьютерной программе для принятия решений Персоплан (А. Г. Шмелев, 1993), в которой могут быть одновременно интегрированы как беспристрастные диагностические оценки качеств индивида, так и самооценки, а также эластично меняющиеся экспертные представления о мире профессий. Работа с сходственными эластичными программными оболочками для принятия решений, дозволяющими оперативно модифицировать базу знаний о профессиях, способна оказать развивающее активизирующее воздействие не только на оптанта, но и на самих консультантов, которые в массе своей, окончательно, тяготеют к рутинным, автоматизированным стереотипным алгоритмам и процедурам — в результате низкой квалификации и низкого уровня познавательной активности.]

Чем же эта схема так привлекала профконсуль-тантов и психологов, что более 40 лет правомерность ее использования не подвергалась сомнению, а теоретические посылки — критике? Возможно, дело в ее простоте и логической стройности.

Основными изъянами диагностической проф-консультации мы считаем следующие. Во-первых, она полностью пренебрегает тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив; столь же живо и постоянно меняются и требования, предъявляемые им к человеку.

В сознании большинства людей профессии представляют собой нечто устойчивое, более того, условно многих из них существуют стойкие стереотипы. Казалось бы, действительно существуют постоянные профессии, например, врач, инженер, ткач, учитель. Так ли уж сильно они меняются с течением времени? Функции, задачи профессий действи тельно остаются все теми же: врачевать, изобретать, изготавливать ткани, учить. Но очень существенные изменения происходят в содержании каждой профессии, в комплекте операций, объеме знаний, уровне умений, необходимых для исполненья профессиональных повинностей.

Мир профессий громаден, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около 600 новых и столько же отмирает либо существенно изменяется. Э. А. Араб-Оглы пишет: Многие распространенные сейчас традиционные профессии и тесные квалификации даже квалифицированного труда к началу XXI века, по всей вероятности, будут занесены в своего ро£а красную книгу вымирающих" и редких профессий, сходственно тому, как уже сейчас в ней значатся кучеры и извозчики, кузнецы и шорники, повивальные бабки и лакеи*… (Э. А. Араб- Оглы, 1988, с. 149).

На смену ветхим прибывают и становятся массовыми сотни новых квалификаций. Мы являемся очевидцами появления в заключительные десятилетия таких профессий, как оператор АЭС, программист ЭВМ, летчик-космонавт, реаниматолог, авиадиспетчер и многих иных. Да и знакомые, обыкновенные занятия претерпели такие изменения, что стали как бы новыми. Например, с появлением нового наитруднейшего диагностического и целительного оборудования существенно меняется работа лекарей, новые требования предъявляются к рабочим-станочникам, обслуживающим станки с числовым программным управлением, резко изменилась операциональная сторона деятельности ткачей в связи с творением бесчелночных станков: уменьшилась нагрузка на моторные функции, но повысились требования к сенсорному контролю. Сходственные образцы можно продолжить.

В связи с ускорением темпа старения знаний жизнь профессий сокращается (для одних эти сроки нынче сочиняют 5—7 лет, для иных до 15). Появляется все больше квалификаций, в которых люди не могут рассчитывать на то, что им хватит полученных в период обучения знаний на все время трудовой деятельности. Если бы люди ограничивались только ими, то при удвоении знаний по данной квалификации, скажем, каждые 12 лет, даже профессионалы с высшим образованием, начав работать в 23 года, в 35 владели бы лишь половиной, в 47 — четвертью и в 59 — одной восьмой необходимой к тому медли профессиональной квалификацией, а при более высоких темпах накопления и обновления знаний первоначально полученная квалификация, природно, обесценивалась бы еще быстрее (Э. А. Араб- Оглы, 1988, с, 175). Для педагога и школьного психолога очень существенно разуметь, что эти смены в мире профессий приводят к тому, что молодому человеку, вступающему в жизнь, возможно не раз придется сменить профессию, либо проходить переподготовку в рамках выбранной, но ставшей иной по составу операций и содержанию профессии. При этом пока трудно предсказать, в каком возрасте придется менять профессию. Кстати, и социально-экономическая ситуация в нашей стране такова, что предполагается перераспределение рабочей силы из одних областей общественного производства в иные.

Из сказанного светло, в каком тяжелом положении находится консультант, который обязан как-то представлять себе требования профессий и отыскивать их соответствия со способностями школьника. Светло, что психолог, даже будучи очень эрудированным в мире профессий человеком, вряд ли сможет иметь исчерпывающий перечень профессиональных требований. Более того, еще менее понятно, какие требования к человеку будут предъявлять профессии, которые появятся в будущем. Светло только, что эпоха НТР предъявляет и будет предъявлять повышенные тре-

бования к общему умственному развитию и уровню образования молодых людей, что вытекает из того, что в будущем повысится уровень автоматизации, во все сферы труда придет компьютеризация, новая техника и технология. Таким образом, строя работу по профориентации, психолог обязан не только ориентировать учащегося на определенную профессию или ряд родственных квалификаций, но и показать, что высококвалифицированный специалист обязан быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в недалёкой и даже абсолютно новой для него квалификации, быть психологически готовым к смене квалификации. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается условно стабильная профессия, поскольку в нашей стране все более широко применяются эластичные коллективные формы труда и предпринимательства (бригады, семейный подряд, многопрофильные малые предприятия и др.) когда необходимо владение несколькими квалификациями для того, чтобы при необходимости можно было заменить своего сотрудника либо квалифицированно помочь ему. Во многих случаях специалист одного профиля может заменить профессионала иного профиля, исполняющего свои повинности в том же коллективе. Такое взаимообучение нередко происходит в самой производственной деятельности. Для психолога главно извлечь из этого тот вывод, что психологические возможности человека нельзя расценивать, разглядывая их через прорезь одной или нескольких недалёких профессий.

Второй недостаток директивно-диагностического подхода состоит в том, что особенность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и намертво связанное с профессиональными требованиями.

И, наконец, главной психологический просчет,

который дозволяют приверженцы директивно-диагностического подхода, состоит в том, что сам человек, обратившийся за подмогою, исключается из процесса принятия жизненно главного решения.

Для директивного профконсультанта как бы и не существенно, что мыслит, о чем грезит, чем увлекается ОПТАНТ (субъект профессионального выбора). Решающими оказываются результаты диагностического испытания, которые и являются основой для рекомендаций по профессиональному выбору. Тем самым консультируемый превращается в объект манипулирования со стороны консультанта. Рекомендации основываются лишь на выявленном в момент испытания уровне развития некоторых главных для будущей профессиональной деятельности способностей. То есть диагноз однозначно определяет прогноз.

Фактически к директивной форме относится и так нарекаемая ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ концепция проф-консультаций. Она основана на бихевиористских представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека комплектом наружных воздействий. По сужденью сторонников воспитательной концепции, любого человека можно научить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и основная цель консультации — выучить индивидуальные необыкновенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно, поскольку в большей ступени учитывает громадные возможности развития способностей. Но она полностью пренебрегает данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии. Существующие естественные и малоизменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благосклонными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать непреодолимым пре-

пятствием для иных. Не разговаривая уже о таких необыкновенностях, как, скажем, наличие певческого или художественного подарка. При выборе профессий чрезвычайно главно учитывать выраженность некоторых главных свойств сердитой системы, поскольку существуют ограничения для людей с определенной типологией и, наоборот, типология может облегчить процесс овладения некоторыми профессиями.

Классическими типами недирективной консультации являются ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ, ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ и АКТИВИЗИРУЮЩАЯ (или развивающая). Психоаналитическая консультация строится на принципах выявления подсознательных импульсов человека и подбора ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в величайшей ступени. Основным принципом такой консультации является полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания, саморазвития. Основное — принять себя таким, как есть, безоговорочно и безмятежно, не драматизируя необходимости самоограничения при отказе от тех профессий, которые требуют переделки себя.

Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах творенья особой ситуации взаимодействия оптанта С консультантом (ориентированный на клиента подход), включающий полное принятие консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что дозволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. При всей наружной привлекательности такая схема не привилась на практике. Во-первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения веского медли, во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, главной целью становится работа с персоною, обеспечение психологических стимулов ее развития, что само по себе чрезвычайно главно, но не имеет прямого выхода на выбор профессий. Тем не менее некоторые принципы гуманистической психологии используют при построении активизирующей консультации.

Следует отметить, что в заключительные годы проведена великая работа по уточнению классификации видов профконсультаций, накоплен ценный теоретико-эмпирический материал, созданы новые подходы к работе с оптантом (Профессиональная…, 1992; Е. А. Климов, 1990 и др.).

С. С. Гриншпун выделяет несколько типов профконсультаций: диагностическую, предусматривающую психологическое изучение личности оптанта; медицинскую, учитывающую в первую очередь состояние здоровья человека; справочно-информационную, направленную на обогащение знаний учащихся о мире профессий; корректирующую, предназначенную для приведения в соответствие профессиональных намерений и наличных психологических и физиологических возможностей консультируемого; формирующую, направленную на активизацию собственной позиции школьников в профессиональном самоопределении (Профессиональная…, 1992).

Первый тип консультации по названию совпадает с осуждаемым нами классическим подходом к консультированию, однако существенно отличается по содержанию. Так, умышленно подчеркивается, что используемые методы обязаны: 1 — помогать самопознанию и развитию личности; 2 — выявлять имеющийся опыт личности в подготовке к выбору профессии; 3 — учитывать принципы развития и возрастные необыкновенности личности (Профессиональная…, 1992, с. 14). На наш взгляд, такой подход очень прогрессивен, но в нем не в полной мере отражена роль диагностики как формирующего, развивающего фактора.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.