3. Синестезия
Эта родственная связь становится еще более достоверной с учетом факта так именуемой синестезии. Разговаривая, например, о сладостном гласе, мы обычно отнюдь не подразумеваем, что у нас и в самом деле появляется ощущение сладостного, когда мы слышим этот глас. Нет! В данном случае речь идет о том, что у нас создается впе-
чатление, словно бы мы и вправду переживаем ощущение сладости. Однако некоторые люди, слыша подходящий звук, действительно переживают вкусовые, цветовые или иные ощущения; для них звук может иметь или цвет, или вкус, или запах, или же иную сенсорную сторону какой-то иной модальности. Одним словом, у этих людей ощущение одной модальности сопровождается чувством иной модальности. Именно поэтому в этих случаях разговаривают о соощущении (синестезии).
Чаще всего встречаются случаи синестезии звука и цвета — так нарекаемые фотизмы. Скажем, слушая какое-либо музыкальное творенье, субъект слышит не только звуки, а перед ним предстает целый калейдоскоп цветов, света, форм. Он переживает музыку двояко — и акустически, и оптически. Зачастую для него даже звуки обычной речи имеют специфический цвет.
Интересно, насколько стойкой является связь этих соощущении? Окрашены ли определенные тона, аккорды, звуки, слова всегда в один и тот же цвет, или же их цвет в каждом отдельном случае различен? Выяснилось, что у одного и того же субъекта эта связь имеет стойкий и неизменный характер. Но, сравнив фотизмы разных субъектов, обнаружим, что между ними нет ничего общего, то есть один и тот же тон для одного субъекта окрашен в один цвет, а для иного — в абсолютно иной.