3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
Практичность и высокая стандартизация — эти свойства тестов привлекают все больше профессионалов-педагогов, желающих применить этот метод для оперативного контроля уровня знаний учащихся в классе. Возможности оперативного творенья таких подручных тестов необыкновенно подрастают с распространением вычислительной техники и появлением в школах компьютерных классов, в которых можно скоро и эффективно провести групповое тестирование уровня знаний учащихся средних и старших классов.
Но за наружной простотой сходственных тестов скрываются определенные технологические необыкновенности, которые обязан знать каждый учитель-предметник. Прежде всего качество этих тестов зависит от качества отдельных тестовых заданий. Таким образом, разработка тестовых заданий требует не только глубоких знаний предмета, не только дидактического опыта, но и специальных знаний и навыков в области теории и практики составления самих тестовых заданий. Эти знания дозволяют сделать задания достаточно разнородными по своим структурным и логическим свойствам. Эти знания и умения дозволяют тестировать не столько ДЕКЛАРАТИВНЫЙ уровень поверхностных знаний, основанный лишь на ассоциативных связях ключевых слов, но и более глубокий уровень реально ценных ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ знаний, дозволяющий реально использовать полученные знания на практике.
Итак, неквалифицированные тестовые задания апеллируют, как управляло, к АССОЦИАТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ, которое довольствуется поверхностным заучиванием (зазубриванием) связей между определенными ключевыми словами. Они не достигают уровня собственно КОНЦЕПТУАЛЬНОГО, или операционального мышления, которое оперирует глубокими логическими связями между понятиями и правилами их применения к анализу реальных объектов, фактов и событий. Профессионально составленные тестовые задания также содержат поверхностные ассоциативные связи, но… в качестве провокационных мнимых правильных ОТВЕТОВ-ДИСТРАКТОРОВ (клю чевые слова упоминаются в фалып-альтернативах даже более активно, чем в правильных ответах, но в вздорных сочетаниях). Ниже для иллюстрации приводятся два образца тестовых заданий — безуспешный (а) и успешный (б). Использовались образцы реальных заданий из книги Тесты. История России (М.: Школа-пресс, 1993).
А. Какая формула была провозглашена теорией официальной нации в России в XIX веке?
[1] православие — самодержавие — народность
[2] Москва — третий Рим*
[3] Россия для-русских.
Здесь в правильном ответе [1] дословно повторяется то же самое слово народность, которое упоминается и в условии к тесту. Любой учащийся без специальных знаний, но с элементарным здоровым смыслом точно определит правильный ответ.
Б. Что появилось для Англии предлогом ухудшения отношений с Россией в конце 1840-х гг.?
[1] отказ России от исполнения своих обязательств как члена Священного союза;
[2] повышение российским правительством таможенных пошлин на английские товары;
[3] подавление русскими войсками венгерской революции.
Здесь правильный ответ [3] трудно определить из общих суждений здорового смысла (желая к нему и может подвести точный учет смысла слова перед лог в условии). С точки зрения логики буквального ассоциативного мышления более непосредственной причиной недовольства англичан может казаться та альтернатива [2], в которой прямо и открыто обозначены интересы Англии или более косвенно [1] (впрочем, заключительное верно только для тех учащихся, которые знают о том, что такое Священный союз).
А