Навигация > Главная > Основы психодиагностики > 3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ


3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

В отличие от предметно ориентированных тестов умственного развития (ТУР), описанных в предыдущей главе, в истинней главе излагаются принципы творенья Теста Общеобразовательных Знаний (ТОЗ), Если в разных вариантах ТУРа шкалы отражают прежде всего уровень сформированности определенных логических операций мышления, реализованных на материале понятий из школьных учебников (аналогии, обобщение и т. п.) то любые версии ТОЗ отражают в показателях по субшкалам достижения воспитанника по самим перед метам школьной программы (математика, финика и т. п.).

Разработка ТОЗ дли российской школы значит творение российского аналога SAT , который, как знаменито, является в США определенным стандартом федерального масштаба. Только наличие общефодораль-ного стандарта позволит обеспечить в России реальную эквивалентность аттестатов зрелости, ВЫЯСНИТЬ, в частности, беспристрастную цену диковинному количеству медалистов, которые вдруг начинают появляться в какой-нибудь рядовой и малюсенько чем известной школе где-нибудь в городе N – oice .

Программа творенья и распространения российского ТОЗ обязана, безусловно, учитывать как мировой опыт, так и специфику современной ситуации в России. Критики правосудно перечат: организационные решения, что стандартны для Запада в России могут не сработать из-за невиданного уровня групповой сплоченности (а попросту коррупции), имеющей место во всех слоях сообщества, в том числе среди чиновников и учителей, занятых в системе образования.

Но и технологические возможности разработчиков тестовых методик не стоят на месте. Новые возможности, и прежде всего в плане обеспечения информационной безопасности, дает компьютеризация.

Опишем здесь опыт решения проблемы творенья ТОЗ, который накоплен в {центре компьютерной психо диагностики Гуманитарные технологии при факультете психологии МГУ (руководитель центра —

А. Г. Шмелев). Данный материал поможет чтецам не только сориентироваться в самой проблеме творенья ТОЗ, но и получить опыт знакомства с коротким и типичным научным отчетом о проведении экспериментальной апробации некоторого теста в процессе его разработки, а также с перспективами использования компьютеров в процессе тестирования.

В отличие от Стэнфордского теста ТОЗ в своих субшкалах дословно повторяет названия учебных предметов и в этом смысле является формализованным компьютеризированным аналогом школьных выпускных и вузовских вступительных экзаменов.

С самого начала ТОЗ разрабатывается как принципиально компьютерный тест. Наиглавнейшие его необыкновенности таковы: наличие очень широкого компьютерного БАНКА ЗАДАНИЙ (длинного перечня) по каждому предмету и наличие особой программы ТЕСТОВОГО РАЗГОВОРА, которая дозволяет предъявлять каждому испытуемому по сути дела уникальную выборку заданий (вариант) из этого банка заданий- Далее сами творцы ТОЗ не знают, какие именно задания предъявит компьютер данному конкретному испытуемому. Если же кто-то получит доступ к тексту заданий ТОЗ, и расшифрует их кодировку, то для того, чтобы обмануть ТОЗ необходимо выучить не только правильные ответы к сотням заданий, но и выучиться их отличать от фальшивых формулировок. Легче выучить стройно и логично написанный учебник, чем заниматься этой работой.

Реальная трудность задания проверялась в пилотажном эксперименте и после этого корректировалась. В число легких попадали задания, с которыми справлялись более 70 процентов испытуемых, в числе трудных — с которыми справлялись менее 30 процентов испытуемых, остальные причислялись к средним по уровню трудности.

Схема начисления очков в ТОЗ-1 при расчете суммарного балла такова:

за правильный ответ — 4 очка,

за пропуск задания — 1 очко,

за ложный ответ — 0 очков.

Такая схема вносит необходимую поправку на вероятность случайных правильных ответов, которые по теории вероятности вероятны с вероятностью 0,25.

После завершения такого нелегкого испытания испытуемые могли вспомнить только 10, максимум 25 процентов из предъявленных им заданий, но, окончательно, не могли пересказать своим приятелям точные формулировки фальш-альтернатив (фальшивых ответов, или так нарекаемых дистракторов). И если теоретическая вероятность повторения одного и того же задания у двух испытуемых равнялась 0,33-15 ~ 5 заданиям, то практически крайне редко два испытуемых могли вспомнить больше одного одинакового задания. Даже после интенсивного обсуждения впечатлений от теста между собой у испытуемых оставалось полное впечатление, что тест включает сотни заданий по одному предмету. Природно, что при последующем наращивании банка заданий в ТОЗ-2 такое впечатление будет еще более усиливаться.

ТОЗ-1 имеет ряд модификаций для специальных групп абитуриентов- Например, версия ТОЗ-ПСИ (для абитуриентов психологического факультета) включала по 90 заданий всего по 3 предметам, входящим в состав вступительных экзаменов на факультет психологии МГУ: математика, русский и литература, биология. Каждый абитуриент отвечал за 50 минут на 90 заданий (по 30 на каждый предмет).

На этих абитуриентах факультета психологии проверялась, в частности, прогностическая валидность ТОЗ в отношении успешности сдачи вступительных экзаменов. Общая корреляция суммарного балла ТОЗ с суммарным баллом по вступительным экзаменам оказалась одинаковой 0,61. При этом почти такое же значение достигла эта корреляция для субтеста математика (0,57). А вот с оценкой по сочинению балл по субтесту словесность коррелировал просто плохо. Сказалось, видимо, два обстоятельства: слабые представления абитуриентов о том, что такое раскрыть тему, и высокая ступень лотерейности в вариантах формулировок этих тем (вполне грамотным и в целом начитанным абитуриентам приходилось писать сочинения по творцам и твореньям, которых они либо никогда не читали, либо забывали и не успели повторить). Таким образом, низкую суммарную корреляцию можно интерпретировать, в частности, как следствие низкой надежности не столько ТОЗ, сколько самого критерия — ведь элемент случайности на вступительных экзаменах выражен даже сильнее, чем в ТОЗ. За это разговаривает и факт резкого возрастания корреляции с результатами экзаменов для крайних групп по ТОЗ (самых удачных и самых неуспешных). Так, например, НИ ОДИН испытуемый с баллом ниже 50 процентов правильных ответов по ТОЗ не смог пройти на факультет психологии МГУ по конкурсу (конкурс был, как всегда, высоким — выше 7 человек на место). А самые наихорошие абитуриенты по ТОЗ практически все удачно прошли конкурс.

Таким образом, на шкале ТОЗ можно найти граничные точки для высшей и низшей группы, дозволяющие прогнозировать успешность при сдаче экзаменов с высокой ступенью надежности — недалёкой к 0,95. Можно сказать, что для заведомо сильных и заведомо слабых учащихся будущие экзамены не оказываются лотереей: одни надежно их сдают, иные — надежно проваливают. Лотереей с элементом везения-невезения экзамен становится для середнячков, которые освоили учебную программу выборочно, частично.

Вопрос о конкурентной валидности ТОЗ по сопоставлению с вступительными экзаменами (т. е. дозволяет ли ТОЗ лучше или хуже прогнозировать успешность обучения в вузе) может быть разрешен только после долголетнего, так нарекаемого лонги-тюдного наблюдения за тем, как будут учиться в вузе студенты, прошедшие ТОЗ в 1995 году.

Конечно, версия ТОЗ-1 есть только первый шаг к творению эталонной методики такого типа. Она нуждается в существенной модернизации, масштабной апробации и накоплению репрезентативных норм, чтобы занять место федерального стандарта в данной области.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.