2. Теория непосредственности в психологии
Невзирая на то, что попытка использования теории непосредственности применительно к психической действительности явно сталкивается со многими трудностями, данная теория изначально была введена в психологию. Сообразно главному положению данной теории, психическая действительность представляет собой отдельный мир, происходящие в пределах которого изменения находятся в неразрывной взаимосвязи, каузально определяя друг друга. Непосредственной причиной психического может быть только психическое, и происходящее в психике то или иное изменение может быть объяснено непосредственным воздействием вновь-таки психического. Теоретическое обоснование этого положения было дано, прежде всего, родоначальником экспериментальной психологии Вундтом; фактическое же его использование имело место и до Вундта. Еще Гербарт изъяснял содержание и жизнь всей психики взаимовлиянием представлений; на его взгляд, содержание сознания человека в тот или иной момент зависит от взаимосвязи его представлений. Примечательно, что по Гербарту эта связь носит чисто механический характер — сильное представление затемняет слабое, вытесняя его из сознания. Таким образом, содержание нашей психики в тот или иной момент полностью зависит от соотношения сил отдельных представлений. Именно поэтому Гербарт и сказал о механике представлений.
В еще более чистом виде теория непосредственности представлена главным образом в учении так нарекаемой ассоциативной психологии. Согласно ее основополагающему положению, содержание всей психики сочиняют представления, связывающиеся между собой по определенным закономерностям. Происхожденье в сознании одного члена этой связи с необходимостью вызывает второго. Идеи, чувство, воля — одним словом, вся наша психическая жизнь основывается на сходственной ассоциации представлений. Следовательно, все то, что происходит в психике, объясняется воздействием вновь-таки психического — какого-либо ассоциированного с ним представления; причины психического коренятся в психическом, на психическое действует психическое.
Вундт, противостоящий по своим главным взорам как Гербарту, так и ассоциативной психологии, продолжал стоять на позиции теории непосредственности не только практически, в своей исследовательской работе, но и попытался дать ей философское обоснование. Он утверждает, что самое несомненное наблюдение, имеющееся у человека, это — единство его сознания, то есть взаимосвязь психических явлений. Психические явления сами связаны друг с ином, в своем постоянном протекании они сами влияют друг на друга. Следовательно, психология как эмпирическая наука обязана опираться на этот несомненный факт, разъясняя все с этой
позиции. Это значит, что всякий психологический процесс представляет собой закономерную связь явлений, в котором одно является причиной, а иное — следствием. Истиннее научное исследование в психологии, по воззрению Вундта, вероятно лишь при условии именно такого решения проблемы психической каузальности, то есть психический результат всегда будет объясняться воздействием психической причины; одним словом, психика обязана быть сочтена совокупностью закономерно взаимовоздействующих и взаимосвязанных явлений.
Теория непосредственности главенствует в психологии по сей день. На ней основывается даже одно из наиболее влиятельных направлений современной психологии — так именуемая гештальтпсихология. Смысл исходного принципа геш-тальттеории содержится в том, что в сфере переживаний друг на друга влияют не приватные, элементарные процессы, творя таким маршрутом конкретные и трудные переживания, а, против, отдельное и приватное определяется целым. Однако и целое, и приватное представляют собой психические явления; следовательно, проблема психической каузальности здесь также решается на основе непосредственного взаимодействия психических процессов.
Таким образом, сообразно распространенному в современной психологии взору, психическое непосредственно влияет на психическое.