2. Смысл периода мотивации
Когда субъект действует под воздействием актуальной потребности, когда его поведение подчинено силе этой потребности, мы имеем дело с импульсивным поведением. Однако человек не всегда уступает этому импульсу. Мы знаем, что он владеет способностью противопоставить самого себя окружающей среде, объективировать деяния своего Я. Это дозволяет высвободиться от принуждения импульса актуальной потребности, поставив, следовательно, вопрос о своем будущем поведении, то есть теперь человек сам обязан решить, как себя вести, раз уж не следует за импульсом актуальной потребности. Таким образом, субъект осознает, что отныне его поведение зависит от него самого, от его собственной личности, от его Я. Следовательно, нужно заранее продумать, какое поведение преимущественнее для его Я.
Быть может, благосклонным окажется импульс актуальной потребности, но вероятно и то, что он будет противоречить иным нуждам личности и поэтому будет вообще неприемлемым для Я, чье существование, а значит, и интересы не исчерпываются одним данным моментом. Ночную бабочку влечет к себе огонь; оказываясь не в мощах сопротивляться этому импульсу, она гибнет. К счастью, совсем иным является человек. Прежде чем обратиться к какому-либо поведению, он заранее предусматривает, насколько данное поведение вообще приемлемо для него, ведь его существование не ограничивается только данным моментом. Субъектом своего поведения он переживает самого себя, свое Я. Поэтому понятно, что, прежде чем решить конечно, как поступить, он обязан обдумать, какой акт поведения наиболее подходит его Я.
Отсюда светло, что в случае воли человек делает не то, к чему заставляет его актуальная потребность, чего ему хочется сиюминутно, а то, что подходит общим интересам его Я, желая, вероятно, в данный момент делать это ему вовсе не хочется.
Следовательно, акту принятия решения предшествует период, в котором происходит предварительное осмысление, предварительный поиск поведения, сообразного общим интересам Я субъекта. Этот процесс поиска завершается актом принятия решения, то есть нахождением такого поведения, которое, по сужденью субъекта, подходит его Я и за которое он может брать на себя ответственность.
Таким образом, мы видим, что благодаря способности объективации самого себя и своего поведения человек действует не по импульсу своей актуальной потребности, а в соответствии с общими нуждами своего Я. Акт принятия решения значит, что найдено поведение, сочтенное им наиболее подходящим для своего Я, а период, предшествующий этому акту, представляет собой период поиска надлежащего поведения.