Навигация > Главная > Основы психодиагностики > 2 МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

2 МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ


2 МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

*

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому труженику выбор методики, максимально подходящей его задаче. Поэтому такая классификация обязана отражать связь методов, с одной стороны — с диагностируемыми психическими свойствами, с иной стороны — с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и обязаны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилуч шим образом подходящих имеющимся условиям. На рис.3 дается иллюстрация указанного выше принципа:

В практической работе психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а ради прогноза определенного социально означаемого поведения — критериального поведения и подходящего критериального показателя.

Что такое КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ? В учебной деятельности критериальное поведение — это удачное обучение, а КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — это элементарная успеваемость учащегося. Мы предпринимаем диагностику способностей учащихся для того, чтобы спрогнозировать их успеваемость. Когда нас интересует нравственная воспитанность школьника или наличие определенных противоправных тенденций в развитии личности, то в качестве критериального поведения выступает соблюдение нравственных и дисциплинарных норм в школе, дома, во дворе, а в юридическом смысле — элементарное законопослушное поведение. На производстве критериальный показатель — это производительность труда. В сфере здравоохранения — это общий уровень физического здоровья (трудоспособность).

Когда вероятно удачное прогнозирование? Когда измеренное нами психическое свойство находится в причинных отношениях с критериальным поведением, то есть дословно служит причиной появления этого поведения. Тогда на основе информации об этом свойстве мы можем предостерегать нежелательное поведение и стараться изменить условия обучения и развития ребенка так, чтобы, воздействуя на психическое свойство в желанном направлении, вызвать желанное поведение.

В разделе 3.1 мы дадим короткую ориентировочную классификацию психодиагностических методик, сгруппированных по решаемым с их поддержкою задачам школьной психодиагностики. Это прагматическая классификация. Здесь же дается операциональ но-технологическая классификация методик.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики владеют универсальностью — они могут удачно применяться для решения различных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостотеятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию. Поэтому дадим вначале, перед прагматической классификацией, в самом коротком варианте чисто методическую классификацию методик. Широкий класс методик в психодиагностике, как управляло, величается МЕТОДОМ. Если приватная МЕТОДИКА привязана к решению тесного класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то МЕТОД определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.