Навигация > Главная > Основы психодиагностики > 2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, РИСУНОК, РОЛЕВАЯ ИГРА

2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, РИСУНОК, РОЛЕВАЯ ИГРА


2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, РИСУНОК, РОЛЕВАЯ ЗАБАВА

Следующими после условно формализованных методов шкалирования по уровню нарастания элементов импровизации и экспертной интуиции идут так именуемые проективные методики. Эти методики бесспорно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (необыкновенно рисуночные методики). В этом параграфе читателю даются общие сведения о том, что такое проективные методики и в чем содержатся трудности их применения неспециалистами.

Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик. Они названы таким об разом, потому что все они основываются на единичном психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято нарекать ПРОЕКЦИЯ. З.Фрейд именовал ПРОЕКЦИЕЙ приписывание иным людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отвергает сам себе. В последующем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин проекция получил более расширительное объясненье.

Как уже отмечалось в параграфе 1.3, стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми желаньями человека, доступны беспристрастной диагностике, так как отражаются в характере прытких словесных ассоциаций, невольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических оплошностях психики. Связь образов фантазии с основополагающими свойствами и чертами личности одним из первых также убедительно доказал Герман Роршах — автор вышедшей в 1921 году книги Психодиагностика, в которой нашел обоснование его известный тест ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН. Осматривая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый обязан про каждое из них сказать, что оно ему подсказывает, на что оно схоже.

Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому наблюдатель ному взрослому, тем более педагогу, знаменито, как раз вита у детей фантазия. Осматривая на небе облака или холодные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрос лые, видят в них образы сказочных существ — злобных или благих. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ? — символический перенос содержания внутреннего мира на наружный мир. Содержание этих фантазий очень много разговаривает о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в фальшивках и забавах со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по психогигиеническим суждениям. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не отреа-гированы, то, будучи подавленными, вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на длинные годы.

Как это уже отмечалось в 1.3, широкую знаменитость в психодиагностической практике, кроме чернильных пятен Роршаха, получили ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ ТАТ (Морган, Мюрей, 1935), а также фрустрационный тест (Розен-цвейга, 1964)- В тесте ТАТ испытуемый сочиняет так именуемый рассказ по картинке, смотря на умышленно созданные нечеткие и неоднозначные фотоизображения человеческих фигур и лиц в разных ситуациях. Необходимость сочинить рассказ провоцирует и усиливает особый тип активного восприятия, названный в психологии АППЕРЦЕПЦИЕЙ, которая от обычного восприятия (перцепции) отличается тем, что человек акцентирует свое внимание на тех деталях изображения, которые дозволяют ему предложить определенный связный сюжет.

В тесте Розенцвейга задача испытуемого состоит

в том, чтобы приписать какую-нибудь реплику персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. В этом смысле заключительный тест является гораздо более тесным и специализированным, чем ТАТ, и изучает не столько проекцию внутреннего конфликта на внешне нейтральную неопределенную ситуацию, сколько тип реакции (агрессивный, самообвинительный или рационализирующий) на уже заданную конфликтную ситуацию, вызывающую ФРУСТРАЦИЮ — переживание столкновения потребности с преградой.

В психодиагностической работе с детьми следует непременно учесть, что классические варианты знаменитых проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей- Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (СаймондсД949) и отечественный ребяческий вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых вербальных (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не владеет развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов — так нарекаемых формул-клише — еще не разговаривает об неименьи внутренних конфликтов и проблем, а разговаривает лишь о том, что средства речевого выражения идей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным каналом для проекции внутренних переживаний и впечатлений.

Кроме того, ребенок далеко не всегда владеет психосимволическим значением определенных элементов проективных тестовых стимулов. Абсолютно понятно, что ребенок по-иному, нежели взрослый, разыскивает на картинках персонажей, с которыми он может себя идентифицировать. Если на картинке изображен взрослый мужчина и ребенок, то взрослый испытуемый быстрее будет идентифицировать себя с первым персонажем, а ребенок — со вторым. Из-за этого проективный смысл стимула может поменяться с точностью до обратного. У взрослых испытуемых данный стимул может быть провокатором вероятных агрессивно-авторитарных тенденций, а у ребенка — пассивно-оборонительных.

С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое распространение тест Роршаха для исследования общения — Совместний тест Роршаха (Соколова, 1987). Его использование в работе с роди-тельско-ребяческой парой может дать психологу гораздо больше информации о ребенке в означаемом для него окружении, чем изолированное обследование ребенка. Ситуация проективного исследования в данном случае провоцирует не только реакции ребенка, но и вторичные реакции его матери (или отца) на эти реакции, показывающие психологу то, в какой эмоциональной атмосфере протекает жизнь ребенка, и его психическое развитие в семье.

Особого внимания и, по-видимому, более широкого применения в работе с детьми заслуживают ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ. Это знаменитые техники нарисуй дерево, нарисуй человека, нарисуй животное. В отличие от вербальных методик они предоставляют ребенку более эластичный и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.

Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не следует

инструкциям по интерпретации сходственных рисунков дословно, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с знаменитыми ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с великими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не разговаривает об уровне тайной агрессивности. Быстрее всего посещает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обычный след временных, преходящих впечатлений.

Многое может рассказать опытному психологу о семейной ситуации ребенка методика Рисунок семьи (Хоментаускас, 1987). Около 86% детей 6— 8 лет, нормального интеллекта, проживающих в семье, изображают семью полностью и себя вместе с семьей. Наряду с простейшими индикаторами (психологическую дистанцию с различными членами семьи на рисунке дословно выражает метрическая удаленность изображения Я от изображений подходящих членов семьи), в этой методике существует масса более тонких и трудных для интерпретации индикаторов (графических признаков), однозначный психологический смысл которых может быть надежно раскрыт и объяснен только при соотнесении с комплексной информацией о жизни ребенка в семье, полученной из бесед с ним, родителями, из наблюдений учителя и jt . п. Для повышения надежности в фиксации индикаторов в особо главных диагностических случаях к работе привлекается несколько самостоятельных профессионалов, и определенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают.

Следует умышленно подчеркнуть, что практически все проективные методики владеют повышенным рис-

ком появления таких артефактов, как ИНСТРУМЕН ТАЛЬНЫЕ ОПЛОШНОСТИ и ОПЛОШНОСТИ ПСИХОДИАГНОС ТА. Первый тип ошибок обусловлен тем, что нельзя наверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику сам испытуемый. Например, очень часто дети пытаются догадаться, каким бы мог быть в данном случае правильный ответ. При этом они, окончательно, невольно устремляются выдать.наиболее типовой, так именуемый 4клишированный ответ, и никакой проекции не происходит- Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимо задействовать несколько самостоятельных методик с различным методическим принципом построения.

ОШИБКИ ПСИХОДИАГНОСТА возникают с повышенной вероятностью в тех случаях, когда психодиагност, не имея достаточного профессионального опыта, сам не отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемым материалу проявляет как бы вторичную проекцию — интерпретирует его, исходя из собственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает в данный момент исполнитель методики. Например, у беспокойного исследователя повышается субъективная чувствительность к признакам тревожности (ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидному исследователю в рисунках детей будут казаться признаки нонконформизма и анархического кавардака (контрастная проекция). В ряде случаев плохую службу в интерпретации проективных методик может сослужить предварительное знакомство исполнителя о испытуемым; психодиагност невольно разыскивает в проективном материале признаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом. Сократить вероятность

ошибок психодиагноста можно только маршрутом привлечения опытных и самостоятельных исполнителей. Приведенные здесь уразумения еще раз иллюстрируют обоснованное требование: исполнение проективных методик — дело психологов, а не педагогов-предметников. Да и не все психологи одинаково готовы к применению этих методик. Подготовленными можно считать только тех, кто прошел специальную стажировку по использованию данной методики на нескольких десятках протоколов под руководством опытного профессионала.

Для исследования межличностных отношений ребенка со ровесниками, родителями и учителями самым высоким диагностическим потенциалом владеют РОЛЕВЫЕ ЗАБАВЫ. В истиннее время к забавам обращаются в большей ступени как к особому активному методу воспитании и психолого-педагогической коррекции. Но в том, какую роль избирает для себя ребенок в ролевой забаве, как он относится к назначенной роли, как выполняет он свою роль, какие элементы импровизации вносит он в свою роль от себя, — во всем этом ребенок проецирует на забаву свои собственные представления о социальном мире. Если ребенок, получив в забаве власть учителя, начинает презрительно осмеивать, понукать и жестоко наказывать своих подопечных, то в этом мы увидим яснейший пример актуализации неудовлетворенной потребности в отреагировании того антипедагогического стиля поведения каких-то учителей в классе, от которого пострадал данный ребенок или продолжает страдать в данный момент. Безусловно, РОЛЕВЫЕ ЗАБАВЫ — очень трудная техника, требующая от исполнителя не только теоретической подготовки, но и определенного собственного артистизма, обаяния и находчивости. Созвездием этих качеств вовсе не должны располагать даже профессионалы-психологи, не разговаривая про учителей-предметников. Более реальные перспективы в расширении применения ролевых игр в диагностической практике раскрывают ролевые компьютерные забавы, в которых необходимая изобретательность проявлена уже единожды, прежде всего разработчиком компьютерной программы, после чего она может быть размножена и растиражирована на всех компьютерах стандартного типа (см.3.8).

Без активного использования проективных методик в практике школьной психологической службы невероятно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностной дезаптации школьников на определенном этапе возрастного развития и социализации (см. 4.2).

В заключение данного короткого параграфа еще раз подчеркнем наиглавнейший методический принцип — ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ: нельзя строить серьезных диагностических выводов на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда перепроверять иными самостоятельными источниками информации — как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической информацией и т. п.

Ключевые термины: проекция, тематический апперцептивный тест, апперцепция, фрустрация, графические проективные методики, ролевая забава, принцип комплексной диагностики, инструментальные оплошности, оплошности психодиагноста.

Советуем почитать:

Вы должны быть зарегестрированны, чтобы оставить комментарий Войти

Разделы медицины

Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Доказательная медицина
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медицинское страхование
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Судебная медицина
Терапия
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология

Лекарственные травы

Лекарственные травы при заболевании костей, суставов
Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
Противопоносные травы
Слабительные травы
Травы при язвенной болезни
Травы, возбуждающие аппетит
Травы, повышающие кислотность желудочного сока
Мочегонные травы
Остальные лекарственные травы
Отхаркивающие травы
При болезнях глаз травы
При болезнях кожи и волос травы
Противоаллергические травы
Противовоспалительные и противомикробные травы
Противоопухолевые травы
Противопаразитарные травы
Сердечно-сосудистые травы
Травы при повышенном кровяном давлении
Травы при пониженном кровяном давлении
Травы, укрепляющие сосуды
Травы, улучшающие питание и функцию сердца
Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
Травы, влияющие на кровь
Антикоагулянты (разжижающие кровь)
Кровоостанавливающие травы
Травы, улучшающие состав крови
Травы, влияющие на нервную систему
Тонизирующие травы
Травы, улучшающие функцию нервной системы
Успокаивающие травы
Травы, улучшающие обмен веществ
med news © 2009 "Новости медицины , народные методы лечения, описание болезней, трав, здоровье семьи и детей.". Карта сайта.