1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
Квалифицированное использование психодиагностических методик прежде всего зависит от уровня знаний о тех психических свойствах, на диагностику которых эти методики направлены. В этом разделе мы не собираемся давать полное изложение достижений современной дифференциальной психологии. Это обширная научная дисциплина, заслуживающая отдельного учебного пособия. Тем не менее классификация психодиагностических методик требует умения ориентироваться в основах классификации психических свойств, короткое изложение которой дается в истинном параграфе. Кроме того, понимание смысла определенных классов психических свойств и их проявлений у детей поможет будущим учителям сориентироваться в педагогическом значении подходящих психодиагностических методик.
В разделе 1.1 мы уже познакомились с различением четырех главных типов (классов максимального уровня общности) психических свойств: стилевых и мотивационных черт личности, способностей и психических состояний. Здесь начнем с того, что попытаемся углубить понимание этого принципиального для психодиагностики различения.
ЧЕРТУ ЛИЧНОСТИ следует разуметь как устойчивую предрасположенность (диспозицию) к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, повадок) — стилевых необыкновенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом воздействия мотивационной черты, в приятелем — результатом воздействия стилевой черты, в третьем — результатом их общего согласованного воздействия. Осмотрим, например, такую черту, как замкнутость. Она может быть результатом потребности в уединении, в стремлении человека побыть одному и с самим собой. А может быть, она возникает как следствие неименья коммуникабельности (общительности) — стилевой черты, обусловливающей трудности в общении, установлении
контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые необыкновенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному-единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невероятно, когда мы имеем дело не столько с поведением, обусловленным наружными стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной обильем разных внутренних факторов.