Материал добавлен пользователем vmsh
Данная информация предназначена для профессионалов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не обязаны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Конфликты в отделении клиники: взгляд изнутри
Автор статьи: Клочко Мария
Бизнес-тренер, консультант в области управления персоналом
Конфликты в коллективе сотрудников клиники и отделения – явление, присущее
любой социальной группе. Но здесь есть несколько необыкновенностей.
Во-первых, работа доктора связана с великим количеством коммуникаций, как внутри
клиники, так и вне ее, с пациентами, их родными, иными больницами и
организациями. И тут, как и в иных профессиях, связанных с общением с людьми,
уровень конфликтов тем выше, чем выше частота коммуникаций.
Работа доктора связана с постоянным высоким уровнем ответственности, что влечет за
собой высокий уровень внимания и напряжения, а это вновь же – часто
предрасполагает к конфликтам. Стоит только заискрить – и уже пожар. И здесь
часто врач, кому ничто человеческое не чуждо, иногда может переносить свое
переживание ответственности и ощущения «должен всем все время», на иных людей,
подвернувшихся в это время под руку. В образцовой ситуации либо в больнице может
работать психолог по разгрузке и распределению у доктора внутренней
ответственности, разнесения границ «круга влияния» и «круга забот», либо эту
роль на себя может брать, и именно так чаще всего и происходит, – руководитель.
Во многих дисциплинах и подходах лечению многих нозологических форм часто нет
единичного детализированного подхода, кроме рекомендаций ВОЗ. Сколько кафедр,
сколько клиник – столько и детализаций алгоритмов лечения. И когда специалист
переходит из клиники в больницу, его обыкновенные способы и алгоритмы лечения и
диагностики пациентов могут быть непонятыми «старожилами», просто потому, что
они тоже врачевали, тоже удачно, но по-иному. А новый доктор, а если он еще и
достаточно молод – это зона риска для показателей клиники, это кот в мешке. И
отсюда еще группа причин конфликтов в коллективе – конфликт профессиональных
подходов. Все бы ничего, и врачуют по различному, ведь основное результат, но прибывает
время клинического разбора или пятиминутки, и обыкновенное и традиционное часто
становится более преимущественным, чем иное, вероятно, инновационное или более
удачное. А после обозначения позиций на общих встречах, внутри клиники уже
могут формироваться лагери, делящие докторов, а часто уже и сестер, на
потенциально злобные группы.
Иначе обстоит ситуация с молодыми докторами, прибывающими в ординатуру в
отделение. За ним еще длинно тянется тень студенчества, и так или иначе, но есть
группа старших докторов, которые в данном отделении являются «лидерами мнений».
И молодой доктор изначально поставлен в ситуацию «покажи на что ты способен,
студент». А часто, владея свежими знаниями, но не владея опытом, начинающий
специалист, подогреваемый амбициями и желанием показать, что он уже Врач, может
дозволять оплошности или не признавать их, или вступать в конфронтацию с отдельными
докторами или целым коллективом, и тогда уже дело техники – показать юному
всезнайке его место…
Что же посоветовать молодому, подающему надежды доктору?
В медицине есть примечательная традиция, сохранившаяся и по сей день, –
институт наставничества. Если начинающему профессионалу повезет, и он найдет
своего Учителя, высокопрофессионального и уважаемого доктора, то следование за
ним, получение ответов на вопросы, общий разбор историй хворей, ошибок и
удач – единственный путь стать самому Лекарем с великий буквы, получить бесценный
опыт.
И в этой ситуации, если нет в больнице такого профессора, гуру или наставника, то
руководителю необходимо брать на себя эту роль. Начинающий доктор может
достаточно живо потерять огонь в сердце и перестать желать достичь
результатов, стать Доктором. Вложения, сделанные в молодого профессионала,
прорастут позже, вероятно не здесь (тут уже вопрос перспектив и мотивации
профессионала к работе в этой больнице), но наставничество – ключевой фактор
успешности и профессионализма для молодого доктора. Путь проб и ошибок он пройдет
в любом случае, но сделает это рядом с профессионалом, который в нужное время
укажет на оплошности, где то предостережет от непоправимых деяний, а где-то
похвалит, и эти хвалы останутся вехами, реперными точками в сознании молодого
доктора – как правильно, как нужно поступить, чтобы добиться успеха. Для
начинающего доктора путь конфронтаций и одиночества очень редко посещает удачным.
Это связано с необыкновенностями медицины, как исторически сложившейся системы и
культуры отношений, формирования школ и направлений. Пусть достаточно закрытая и
консервативная с точки зрения отношения область, но имеющая высокую культуру
передачи знаний и сохранения имеющихся достижений.
Источник: http://www.vmsh.ru