Данная информация предназначена для профессионалов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не обязаны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Анализ организации судебно – медицинской экспертизы при
тяжелом ДТП с иностранными гражданами
Вил.Доков♦, И.Стоянов♠, В.Доков*, Ст.Чуров♠
♦ Кафедра судебной медицины и деонтологии, Медицинский
университет Варна, Болгария. ♠ Отделение судебной медицины, Многопрофильная
клиника активного лечения г.Руссе, Болгария. * Кафедра общей и клинической
патологии Медицинский университет Варна, Болгария.
Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти
в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%,
а военные деяния всего 3,4% [4]
К раскаянию тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у
судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской
экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую
организацию учитывающею некоторые необыкновенности.
Цель
Целью нашей работы на образце организации судебно – медицинской экспертизы при
тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с
учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не
легкого практического проблема.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов,
судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и
судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны
методами альтернативного и вариационного статистического анализа.
Результаты и обсуждение
Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария
– Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся
в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на
мосту через реку Янтра вблизи города Бяла, Руссенской области.В результате
удара автобус упал с 15 метровой вышины в реку. Погибло 28 человек и было ранено
12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Сообразно классификации Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а
сообразно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.
Таблица 1. Распределение пострадавших по странам.
Убитые | Раненые | Всего | |||||||
Страна | n | % | ± | n | % | ± | n | % | ± |
Румыния | 24 | 85.71 | 14.00 | 10 | 83.33 | 23.10 | 34 | 85 | 12.00 |
Молдова | 3 | 10.71 | 34.99 | 1 | 8.33 | 54.16 | 4 | 10 | 29.4 |
Турция | 1 | 3.75 | 37.23 | 1 | 8.33 | 54.16 | 2 | 5 | 30.20 |
Всего | 28 | 100 | 12 | 100 | 40 | 100 |
В результате своевременной реакции сил Гражданской защиты и полиции вскоре
после происшествия раненые колотили доставлены в больницы (Табл.2)
Таблица 2. Распределение раненых по клиникам области.
Больница | n | % | ± |
Руссе | 5 | 41.67 | 43.21 |
Полски Тръмбеш | 2 | 16.66 | 51.64 |
Бяла | 5 | 41.67 | 43.21 |
Всего | 12 | 100 |
и распределены в подходящие профилированные отделения (Табл.3).Анализ
травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ±
23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у
4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.
Отделение | Убитые | Раненые | Всего | ||||||
n | % | ± | n | % | ± | n | % | ± | |
Судебная медицина | 28 | 100 | - | 0 | 0 | - | 28 | 70 | 16.97 |
Хирургические | 0 | 0 | - | 7 | 58.33 | 36.52 | 7 | 17.5 | 52.66 |
Нейрохирургические | 0 | 0 | - | 2 | 16.66 | 51.64 | 2 | 5 | 30.20 |
Ортопедические | 0 | 0 | - | 2 | 16.66 | 51.64 | 2 | 5 | 30.20 |
Реанимационные | 0 | 0 | - | 1 | 8.33 | 54.16 | 1 | 2.5 | 30.60 |
Всего | 28 | 100 | 12 | 100 | 40 | 100 |
Работа судебных лекарей началась непосредственно после аварии осмотром места
происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение
областной клинике в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2
судебных доктора из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки
судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем,
сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из
Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного
патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого
решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома
продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 покойников, а один был
полностью идентифицирован и транспортирован на отчизну. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и
5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к
транспорту тел в Румынию.
Состояние покойников было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией.
Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены отличительные
идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества отличительных
идентификационных признаков (n) среди погибших (№).
Идентификационные признаки | № | n |
Протез правого глаза | 1 | 1 |
Характерные татуировки | 2 | 1 |
Состояние после гистеректомии | 3,4 | 2 |
Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы
полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и
журналистов.
Таблица 5 – а. График работы по дням.
День | Транспортировка покойников по маршруту |
Количество трупов | Осмотр места происшествия |
Вскрытия, консервация, элементы идентификации |
Идентификация |
07.04.1993 | Бяла – Руссе | 28 | 2 | - | - |
08.04.1993 | Руссе – Турция | 1 | - | 7 | 1 |
09.04.1993 | - | - | - | 7 | - |
10.04.1993 | - | - | - | 13 | - |
11.04.1993 | Руссе – Румыния | 27 | - | 1 | 27 |
Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию.
Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты повседневно с 21 по 22 часов
участвовали в пресконференциях умышленно организованых для представителей
средств массовой информации.
Для недалёких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где
они вместе с одним судебным лекарем подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на
Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием
большего количества недалёких и родни жертв.
Таблица 5 – б. График работы по дням.(продолжение)
День | Прэссконференции | Оформление документов перед румынскими и болгарскими властями |
Написание экспертиз | Потверждение идентификации. |
07.04.1993 | - | - | - | - |
08.04.1993 | 21 – 22 ч. | 7(25± 32.07%) |
7(25± 32.07%) |
1 (3,75± 37.23%) мертвеца 1 судмедэкспертом, полицейскими органами и родней жертвы |
09.04.1993 | 21 – 22 ч. | 7(25± 32.07%) |
7(25± 32.07%) |
- |
10.04.1993 | 21 – 22 ч. | 13 (46,42±27.11%) |
13 (46,42±27.11%) |
- |
11.04.1993 | - | 1 (3,75±37.23%) |
1
(3,75± 37.23%) |
27 (96,42±7.00% ) мертвеца в Румынии с участием 2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями |
Не на заключительном месте надобно кратко охарактеризовать роль Бюро по репатриации
покойников иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от
осмотра места происшествия до транспортировки покойников.Бюро осуществило контакт с
эго иностранными партнерами, подготовило документы погибших вместе с
представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку
транспортных гробов, произвело консервацию покойников, оформило таможенные документы
и в окончательном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по
место-назначению.
Выводы
Среди жертв тяжелого ДНП самое большое 24 (85.71%) количество было среди
румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.
Самая великая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на
судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.
У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены отличительные идентификационные
признаки.
Мы выявили некоторые необыкновенности организации работы:
• Вторичная идентификация с участием большего количества недалёких и родни жертв.
• Положительная роль Бюро по репатриации покойников иностранных граждан*.
* Название изменено
Литература
1. Алевизопулос Г. – Масови бедствия – съдебно медицински аспекти. . В:
Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.73 –
82. Ст.Загора, 1994 год.
2. Доков Вил., И.Стоянов, В.Доков, Ст.Чуров – Анализ травматических повреждений
при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, 2007; http://www.medlinks.ru/article.php?sid=28856
3. Попзахариева В. – Бедствени ситуации и проблеми на медицинското
осигуряване. В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и
експертизи.5 -13. Ст.Загора, 1994 год.
4. D.Mahan et al – Road traffic inury prevention trading manual. WHO; 2006